До принятия христианства на Руси в 988 году, счёт времени вёлся весенними годами и Новый года праздновали 1 марта, а не 1 сентября, как это было принято в Византии.
Во времена великого князя Владимира, крестившего Русь, использовалось византийское летосчисление, согласно которому отсчёт лет вёлся от Сотворение мира 5508 года…
В «Повести временных лет» уже используется юлианский календарь с византийским летосчислением от Сотворения мира и римскими названиями месяцев.
В 7 000 году от Сотворения мира (1492 году от Р.Х.), царь Иван III Васильевич (1440 — 1505) повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года с 1 марта на 1 сентября, объединив его, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка.
Если бы мы жили в XV — XVII веке, то сейчас не собирали детей в школу, а готовили новогодний стол. Новый год, или Новолетие, как его именовали в допетровское время, отмечали 1 сентября.
Покровителем праздника Новолетия был Святой Симеон Столпник Летопроводец. Именно к нему обращались с молитвой русские люди, надеясь на благополучный год.
С 1492 года «первый день в году» 1 сентября на Руси отмечали пышно: величественными церковными службами, многолюдными шествиями под перезвон колоколов, большими пирами в складчину и народными гуляньями. В столице Руси праздничную процессию возглавлял сам царь.
«Церемонию Новолетия устраивали в Кремле, празднество собирало множество зрителей – горожан и иностранцев, а главными участниками ритуала были царь и патриарх. На площади выстраивались стрелецкие полки и толпились московские дворяне, купцы и иноземные дипломаты. Давней международной традицией в день Нового года было принимать поздравления от иностранных послов. Добрые пожелания правящему монарху – процветания государства и благоденствия подданных были лучшим свидетельством добрых отношений между странами.» (фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий Юлии Уваровой «Рождество и Новый год в России XVI-XX веков»).
Главным новогодним деревом 1 сентября была рябина, чьи красные ягоды символизировали «начатие нового лета».
Начало сентября было выбрано неслучайно. В это время заканчивались полевые работы, урожай был собран, начинался сбор оброков и податей.
Именно в этот день в Москву со всего государства стекались просители и жалобщики. 1 сентября они могли подать челобитную, которую рассматривали бояре, а затем, при необходимости, и сам царь.
Традиция встречи Нового года 1 сентября — продержалась на Руси почти двести лет — до 1700 года от Р.Х. ( или 7208 год от Сотворения мира). Для того, чтобы перейти на новый календарь с летосчислением «от Рождества Христова» следовало в старом календаре от любой даты, указанной от «сотворения мира» отнять 5508 лет.
Вернувшись из Путешествие Великого посольства по западной Европе, царь Пётр I издал Указ «О новом счислении лет» от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира, в котором велел перенести начало года с 1 сентября на 1 января, а летосчисление вести не от Сотворения мира, а от Рождества Христова по Юлианскому календарю.
В Указе Петра I предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира, наступит 1 января 1700 года от Рождества Христова, то есть «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».
Указом царя Петра I в 1700 году от Р.Х. Россия перешла на юлианский календарь, принятый в странах Европы.
Ещё несколько лет после указа новый год в стране отмечали дважды: по старинке — 1 сентября и по-новому — 1 января, пока, наконец, новая дата не утвердилась окончательно.
В полночь 1 января 1700 года во всех православных церквях столицы впервые прошло, ставшее впоследствии традицией, полночное бдение. Кстати, тогда же по указу царя Петра Великого, церкви и другие публичные места впервые были украшены ёлками. Но всё же несоответствие григорианского и юлианского календарей привели, в конце концов, к расхождению в дате празднования Нового года в Европе и России.
В 1918 году уже Советское правительство утвердило в стране новый — григорианский календарь, как в западной Европе. С тех пор Россия, как и большинство других стран, празднует встречу Нового Года 1 января по григорианскому календарю. А по церковному Юлианскому календарю эта дата празднуется в России как Старый Новый год. Все даты празднования церковных православных праздников отмечаются по Юлианскому календарю, их пишут в скобках. Почему православная церковь использует юлианский календарь?
Однако «не пропало» и 1 сентября — первый день осени вновь оказался праздником, превратившись в первый день нового учебного года, и стал праздноваться в России, как День Знаний.