10 мая 1914 года в Евпатории появился новый популярный вид транспорта – трамвай. Трамвайная линия в нашем городе появилась лишь на 7 лет позже, чем в Санкт-Петербурге. Первый в России трамвай был пущен в Киеве в 1892 году, в Нижнем Новгороде трамвайное движение появилось в 1896 году, в Севастополе — с 1898 по 1942 год. В Курске и Екатеринославле трамвай появился в 1897 году, в Москве — в 1899 г., а в Одессе — в 1907 г., в Симферополе – 1914 год, в Керчи — с 1935 по 1942 год.
Первые трамвайные вагоны с колеёй 1000 мм, появившиеся в Евпатории, были открытого типа, однако их в первый же год работы пришлось заменить закрытыми вагонами. Очень часто многие пассажиры норовили запрыгнуть в трамвай или выпрыгнуть из него на ходу, что было довольно опасно, кроме того из вагонов трамвая, без дверей, время от времени вываливались пассажиры, ехавшие навеселе. Удобные дверные ручки colombo , конечно, могли бы надёжно закрыть дверь и предотвратить для пассажиров опасность вывалиться из вагона.
В 1914 году в Евпатории было построено три трамвайные линии, одна из них проходила по центральной улице города, вдоль моря, вторая линия соединяла наш город с лечебным озером Мойнаки, и третья – доставляла отдыхающих к дачам, общей протяжённостью 14 километров. С тех пор из трамвайного депо Евпатории ежедневно отправляются уютные евпаторийские трамвайчики, которые стали одной из достопримечательностей нашего города.
У истоков создания евпаторийского трамвая стоял городской голова Семён Эзрович Дуван, Владимир Зейлигер, Иван Лебединский, Василий Пеннер. Более 35 лет руководителем трамвайного парка в Евпатории был Иван Пятецкий, его именем названо Евпаторийское трамвайное управление, которое сегодня располагает 20 километрами контактной сети.
Сегодня коллектив евпаторийского трамвайного управления состоит из 225 специалистов, обеспечивающих движение единственного в Крыму трамвая по 5 маршрутам, на которых одновременно ходят 11 трамвайных вагонов.
За один год евпаторийские трамваи перевозят около 15 миллионов пассажиров, 70% пассажиров – это пенсионеры и граждане льготных категорий.
К 100-летниму юбилею трамвая в нашем городе на улице Симферопольской был торжественно открыт памятник евпаторийскому трамваю. Самые первые городские трамваи, выпуска 1914 года, к сожалению, в городе не сохранились, поэтому в качестве памятника поставлен старинный трамвайный вагон, 1957 года выпуска, изготовленный в городе Гота (нем. Gotha) в Германии, расположенный в земле Тюрингия, на заводе «Wagonfabrik Gotha», выпускавшем трамваи для ГДР и СССР в 50-60-х годах ХХ века. С 1957 года трамваи «Гота» (нем. Gotha) курсировали по всей Евпатории.
На церемонии открытия памятника городскому трамваю мэр Евпатории Андрей Даниленко и директор трамвайного управления Александр Мельник разрезали традиционную красную ленту. В церемонии открытия памятника городскому трамваю участвовали городские власти Евпатории, коллектив и ветераны трамвайного управления им. Ивана Пятецкого, депутаты, общественность.
Важным событием в праздновании 100-летнего юбилея трамвая стал выпуск почтовой карточки и конверта «100 лет первому трамваю в Евпатории» и церемония специального гашения марки. Директор республиканского предприятия «Крымпочта» Андрей Минеев и директор трамвайного управления Александр Мельник провели эту ответственную процедуру.
В театре им. Пушкина состоялись торжества в честь 100-летнего юбилея городского трамвая. Представители городских властей, и руководители крымских и местных транспортных предприятий, творческие коллективы городской самодеятельности, общественные организации и жители города поздравили работников трамвайного парка и ветеранов трамвайного управления Евпатории.
С днём рождения, Трамвай!
***
Заходи же в трамвай, мы поедем с тобою в историю,
у кондуктора взяв на удачу счастливый билет.
Узнаешь или нет? Это – наша с тобой Евпатория
за трамвайным окном сквозь видения прожитых лет.
Посмотри, это – ты, пусть и сходство с тобой отдалённое,
Я впервые «Люблю» прошептал тебе в тот майский день.
Мы, обнявшись, идём молодые, по парку, влюблённые,
и дурманящим запахом нас опьяняет сирень.
Ты спешишь? Но трамвай не для скорости, для размышления.
Перегоны, разъезды, ведь он никуда не спешит,
Даст нам время подумать, а если придёт вдохновение,
то и рифму подскажет, и ритм колесом отстучит.
Все маршруты сложить, он, похоже, добрался б до Млечного!
Вот такие итоги его векового труда.
Говорила ты мне: — Не бывает в природе, мол, вечного…
А трамвай? Он же был, есть и будет, я знаю, всегда.
Заходи же в него, мы поедем с тобою в историю,
от кольца до кольца наблюдая за жизнью в окне.
Боже, как хороша эта наша с тобой Евпатория!
Но с трамваем она интересней и краше вдвойне.
Сергей Овчаренко