Отсутствие железнодорожного сообщения Крыма с материковой Россией было одной из причин поражения России в Крымской (Восточной) войне 1853 – 1856 гг. Морские порты Крыма были блокированы вражеским флотом, воинские части пешим маршем преодолевали многоверстные расстояния, а все необходимые военные припасы и продовольствие доставлялись в осаждённый Крым гужевым транспортом.
Урок, полученный Россией во время военных действий 1853 – 1856 гг. в Крыму учтён, и в 1874 году была построена железнодорожная линия в Севастополь, по которой пришёл первый поезд. Железнодорожная сеть в Крыму проложена в Феодосию в 1892 г. и в Керчь в 1900 г., но, по-прежнему, не было надёжной связи с западным побережьем Крыма, с Евпаторией.
Мало кто в России знал о Евпатории до той поры, пока в сентябре 1854 года англо-франко-турецкие войска не высадились на побережье, быстро захватив город и сделав его опорным пунктом переброски оккупационных войск и вооружения к осаждённому Севастополю.
Крымская (Восточная) война 1853 – 1856 гг. закончилась, оставив в Евпатории разрушенные и полуразрушенные дома, напоминающие о Крымской войне и более 7 тысяч обездоленного населения.
Но жизнь продолжалась, и никакие катаклизмы не могли лишить Евпаторию ее природных богатств – тёплого моря, песчаных пляжей, лечебных грязей Мойнакского озера – в них, и только в них заключался весь смысл и возможность развития города-курорта. Не смотря на убогий быт горожан, разрушенные после войны дома, многие туристы приезжали к морю, чтобы поправить здоровье морскими купаниями, грязелечением.
В 1886 году в Евпатории была открыта Мойнакская грязелечебница, построена гостиница для, приезжающих на лечение, больных. Каким был отдых в Крыму 100 лет назад?
С увеличением числа туристов, желающих отдохнуть и полечиться летом на не дорогом курорте в Евпатории, возникла транспортная проблема. Морской путь в Евпаторию довольно дорог и не всегда доступен, а сухопутный путь от железнодорожной станции Симферополя до Евпатории очень сложен, так как между городами не было шоссейной дороги. Следователь по особо важным делам Б.И. Пузанов оставил в своих записках сведения о дороге в Евпаторию в ненастную погоду:
«Мы ехали в Евпаторию, 63 версты, 12 часов. Было очень грязно и нашу карету тянуло 6 лошадей».
Другая запись о дороге Симферополь-Евпатория сделана в 1908 году. Не просто было преодолеть этот путь и в сухую, и в ненастную погоду, как экипажам, запряжённым лошадьми, так и автомобилям.
«Быстрота езды, плохая узкая дорога с рытвинами и канавами по обе стороны ее, мостки по пути, пугающиеся лошади встречных экипажей и груженых возов – все это создает нежелательные условия путешествия. Спортсменские крутые повороты, смелые перескакивания через рвы и ухабы допускают возможность крушений».
29 мая 1898 года Уездная Земская Управа, через Начальника Губернии, ходатайствовала о предоставлении Владимиру Ивановичу Зейлигеру концессии для постройки и последующей эксплуатации рельсового пути с механическим двигателем между Евпаторией и Симферополем. Управа мотивировала своё ходатайство тем, что отдыхающие, едущие в летний сезон в Сакскую или Мойнакскую грязелечебницы, или на морские купания в Евпаторию, не могут добраться до места отдыха и лечения из-за отсутствия шоссейной дороги. В дождливую погоду сообщение с Евпаторией по грунтовой дороге вовсе прекращалось.
Невзирая на столь неприятные впечатления от дороги в Евпаторию, количество желающих воспользоваться целительными природными соблазнами города с каждым годом увеличивалось.
Долгое время обсуждались планы строительства трамвайных путей между Евпаторией и Симферополем. 28 января 1900 года в Евпаторию пришла бумага из Министерства внутренних дел с заверением:
«препятствий к утверждению договора с господином Зейлигером быть не может, но необходимо провести изыскания».
С целью начать изыскательские работы, из Санкт-Петербурга приехал Владимир Иванович Зейлигер, и потребовал от Земской Управы походатайствовать перед губернской администрацией, о гарантиях и разрешениях проложить трамвайные пути через деревню Саки. Это на тот случай, если государство начнёт строительство железнодорожного пути в Евпаторию, то оно должно избрать маршрут, минуя Саки.
По прошествии 6 лет, проект господина Зейлигера «к устройству трамвайного рельсового пути между Симферополем и Евпаторией» был окончательно загублен, так как от Зейлигера потребовали устройства подъездных путей и других атрибутов полноценной железной дороги.
Начиная с 1894 года, депутаты Земского Собрания не раз обсуждали возможности строительства трамвайного пути в самой Евпатории, но осуществить строительство удалось только в мае 1914 года. На прокладку 4,5 верст городского трамвайного пути в Евпатории понадобилось 2 года.
К 1913 году строительство железнодорожного пути в Евпаторию стало необходимым не только для туристов, желающих оздоровиться в Евпатории, но и потому, что надёжная транспортная сеть, соединяющая курорт с общей сетью Российских железных дорог, способствовала бы развитию в городе торговли, транспортировки товаров и созданию в Евпатории коммерческого порта.
В ноябре 1913 года Его Величество Николай II и августейшая фамилия морем прибыли в Ялту и отправились в свою летнюю резиденцию в Ливадии. Государь принял городского голову Евпатории, врача Моисея Марковича Ефета в Ливадийском дворце. Его Величество изволил спросить, далеко ли Евпатория отстоит от Сак, где грязевыми процедурами пользовался Его Высочество наследник, цесаревич Алексей, страдающий с рождения (1904 г.) гемофилией, и грязевое лечение благотворно сказалось на его здоровье.
Отвесая на заданные царем вопросы, М. М. Ефет сказал:
«Евпатория — курортный город и обладает такими же целебными грязями, как и Саки, и что население Евпатории с завистью смотрит на другие города, имевшие счастье принимать у себя Его Величество».
На это Государь ответил, что скоро дойдёт очередь и до Евпатории.
В августе 1914 года началась Первая Мировая война. Транспортная связь с Евпаторией проходила по морскому пути, но во время войны он был заблокирован военными кораблями противника, и по сухопутному пути — грунтовой дороге Евпатория – Симферополь. Грунтовая дорога на Симферополь, была окончательно разбитой тысячами подвод, везущими военные грузы и продовольственные товары. Железнодорожного сообщения у Евпатории не было.
В начале Первой Мировой войны Государыня Императрица Александра Федоровна выбрала Евпаторию местом организации военного госпиталя, для этого была арендована «Приморская» санатория.

Приморская санатория в Евпатории
Полевому лазарету на 200 кроватей было присвоено наименование «Ея Императорского Величества Государыни императрицы Александры Фёдоровны». Александра Фёдоровна писала:
«Я хочу попросить Дувана, который там выстроил театр, улицы и т.д. быть зав. хозяйством. Княжевич думает, что он может помогать материально».
Заведующим госпиталем, организованном Александрой Фёдоровной в санатории «Приморский», был назначен председатель Евпаторийской Земской Управы Семён Эзрович Дуван.
16 апреля 1915 году С.Э. Дуван пребыл в Царское Село с визитом к императрице, преподнёс ей фотоальбом с видами Евпатории и умело прокомментировал фотографии, расписывая прелести Евпатории.
Императрица Александра Фёдоровна немедля отослала письмо мужу, государю Николаю II в Севастополь, в котором попросила его обратить внимание на Евпаторию.
Таврический губернатор Н.А. Княжевич начал проявлять инициативу, благодаря которой «Высочайше 22 апреля 1915 года разрешена постройка железнодорожной линии Евпатория – Сарабуз», ныне станция Остряково, в 18 км от Симферополя. Начальником работ назначили действительного статского советника, инженера Розанова, а строителем подрядчиком – коллежского советника, инженера Павла Александровича Богуславского.
13 мая 1915 года Его Величество Николай II принял решение о создании у Мойнакского озера Всероссийской грязелечебницы имени цесаревича Алексея.
По улицам Евпатории за два года построили 4,5 версты рельсовых трамвайных путей от центра города до озера Мойнаки и пустили трамвай в мае 1914 года.

1915 г. — железнодорожный вокзал в Евпатории
Железнодорожную линию Сарабуз – Евпатория, протяженностью 54 версты, построили за 3,5 месяца! Не будь прямого поручения императора, долго бы ещё Евпатория находилась без надёжного транспортного сообщения с миром.
Утром 21 октября 1915 г., 9 часов утра, нарядные дамы и блестящие кавалеры заполнили первый пробный поезд из Сарабуза в Евпаторию.
Первый поезд прибыл к временной платформе Евпатории 21 октября 1915 года в 14.00 часов.
Об этом событии Таврический губернатор Кнежевич Н.А. телеграммой известили государя Николая II. Император в ответной телеграмме поблагодарил за столь быстрое строительство железнодорожной ветки Сарабуз – Евпатория.
Во время торжественного открытия железнодорожной линии Сарабуз – Евпатория городской голова М.М. Ефет преподнёс хлеб-соль, а Председатель Земской управы С.Э.Дуван поднёс Таврическому губернатору Н.А. Княжевичу благодарственный адрес от имени евпаторийского земства, в котором было написано:
«за деятельную инициативу и способствование в быстром осуществлении постройки железной дороги, имеющей весьма важное значение для жизни Евпаторийского уезда». Евпаторийская администрация ходатайствовала о наименовании одной из станций ветки Сарабуз – Евпатория «станцией Княжевича».
Не были забыты и инженеры, руководившие строительными работами — Розанов, Богуславский и Кононенко – их одарили ценными жетонами с благодарственной надписью.
В связи с закрытием для российской публики европейских курортов во время Первой Мировой войны, при блокировании морского порта и разбитой шоссейной дороге, с пуском железнодорожной ветки, Евпатория «чудный уголок, одна из редких жемчужин в короне Русского Царя« стала ближе к России и ко всей Европе. В 1916 г. евпаторийский курорт посетило 40 тысяч отдыхающих вместо 10-15 тысяч в обычное время, а население города составляло всего 30 тысяч жителей.
Но праздники в военное время, весьма, краткосрочны. Закончился летний курортный сезон, наступили осенние холода и уже 10 ноября 1915 года на заседании Земского собрания обсуждали бедственное положение большинства жителей Евпатории из-за отсутствия в городе топлива. Пассажирское автомобильное движение между Евпаторией и Симферополем недоступно многим жителям города из-за большой дороговизны.
На заседании Земского собрания было принято решение ходатайстве к железной дороге об открытии регулярного железнодорожного движения по линии Евпатория – Сарабуз и о предоставлении трёх железнодорожных вагонов, о ежедневной доставке в город не менее 2 вагонов угля и предоставлении одного вагон для перевозки пассажиров из Евпатории в Симферополь и обратно. С этой просьбой в 1915 году отправился в Петроград председатель Евпаторийской Земской Управы Семён Эзрович Дуван.
Железная дорога — верный спутник цивилизации, помогла выжить жителям Евпатории в тяжёлые военные годы Первой Мировой войны.
По материалам статьи Александр Стома «Дорожные страдания, закончившиеся 100 лет тому назад», напечатанной в газете «Евпаторийская здравница» №7(19071) от 30/1/2015