Отсутствие железнодорожного сообщения Крыма с материковой Россией было одной из причин поражения России в Крымской (Восточной) войне 1853 – 1856 гг. Морские порты Крыма были блокированы вражеским флотом, воинские части пешим маршем преодолевали многоверстные расстояния, а все необходимые военные припасы и продовольствие доставлялись в осаждённый Крым гужевым транспортом.
Урок, полученный Россией во время военных действий 1853 – 1856 гг. в Крыму учтён, и в 1874 году была построена железнодорожная линия в Севастополь, по которой пришёл первый поезд. Железнодорожная сеть в Крыму проложена в Феодосию в 1892 г. и в Керчь в 1900 г., но, по-прежнему, не было надёжной связи с западным побережьем Крыма, с Евпаторией.
Мало кто в России знал о Евпатории до той поры, пока в сентябре 1854 года англо-франко-турецкие войска не высадились на побережье, быстро захватив город и сделав его опорным пунктом переброски оккупационных войск и вооружения к осаждённому Севастополю.
Крымская (Восточная) война 1853 – 1856 гг. закончилась, оставив в Евпатории разрушенные и полуразрушенные дома, напоминающие о Крымской войне и более 7 тысяч обездоленного населения.
Но жизнь продолжалась, и никакие катаклизмы не могли лишить Евпаторию ее природных богатств – тёплого моря, песчаных пляжей, лечебных грязей Мойнакского озера – в них, и только в них заключался весь смысл и возможность развития города-курорта. Не смотря на убогий быт горожан, разрушенные после войны дома, многие туристы приезжали к морю, чтобы поправить здоровье морскими купаниями, грязелечением.
В 1886 году в Евпатории была открыта Мойнакская грязелечебница, построена гостиница для, приезжающих на лечение, больных. Каким был отдых в Крыму 100 лет назад?
С увеличением числа туристов, желающих отдохнуть и полечиться летом на не дорогом курорте в Евпатории, возникла транспортная проблема. Морской путь в Евпаторию довольно дорог и не всегда доступен, а сухопутный путь от железнодорожной станции Симферополя до Евпатории очень сложен, так как между городами не было шоссейной дороги. Следователь по особо важным делам Б.И. Пузанов оставил в своих записках сведения о дороге в Евпаторию в ненастную погоду:
«Мы ехали в Евпаторию, 63 версты, 12 часов. Было очень грязно и нашу карету тянуло 6 лошадей».
Другая запись о дороге Симферополь-Евпатория сделана в 1908 году. Не просто было преодолеть этот путь и в сухую, и в ненастную погоду, как экипажам, запряжённым лошадьми, так и автомобилям.
«Быстрота езды, плохая узкая дорога с рытвинами и канавами по обе стороны ее, мостки по пути, пугающиеся лошади встречных экипажей и груженых возов – все это создает нежелательные условия путешествия. Спортсменские крутые повороты, смелые перескакивания через рвы и ухабы допускают возможность крушений».
29 мая 1898 года Уездная Земская Управа, через Начальника Губернии, ходатайствовала о предоставлении Владимиру Ивановичу Зейлигеру концессии для постройки и последующей эксплуатации рельсового пути с механическим двигателем между Евпаторией и Симферополем. Управа мотивировала своё ходатайство тем, что отдыхающие, едущие в летний сезон в Сакскую или Мойнакскую грязелечебницы, или на морские купания в Евпаторию, не могут добраться до места отдыха и лечения из-за отсутствия шоссейной дороги. В дождливую погоду сообщение с Евпаторией по грунтовой дороге вовсе прекращалось.
Невзирая на столь неприятные впечатления от дороги в Евпаторию, количество желающих воспользоваться целительными природными соблазнами города с каждым годом увеличивалось.
Долгое время обсуждались планы строительства трамвайных путей между Евпаторией и Симферополем. 28 января 1900 года в Евпаторию пришла бумага из Министерства внутренних дел с заверением:
«препятствий к утверждению договора с господином Зейлигером быть не может, но необходимо провести изыскания».
С целью начать изыскательские работы, из Санкт-Петербурга приехал Владимир Иванович Зейлигер, и потребовал от Земской Управы походатайствовать перед губернской администрацией, о гарантиях и разрешениях проложить трамвайные пути через деревню Саки. Это на тот случай, если государство начнёт строительство железнодорожного пути в Евпаторию, то оно должно избрать маршрут, минуя Саки.
По прошествии 6 лет, проект господина Зейлигера «к устройству трамвайного рельсового пути между Симферополем и Евпаторией» был окончательно загублен, так как от Зейлигера потребовали устройства подъездных путей и других атрибутов полноценной железной дороги.
Начиная с 1894 года, депутаты Земского Собрания не раз обсуждали возможности строительства трамвайного пути в самой Евпатории, но осуществить строительство удалось только в мае 1914 года. На прокладку 4,5 верст городского трамвайного пути в Евпатории понадобилось 2 года.
К 1913 году строительство железнодорожного пути в Евпаторию стало необходимым не только для туристов, желающих оздоровиться в Евпатории, но и потому, что надёжная транспортная сеть, соединяющая курорт с общей сетью Российских железных дорог, способствовала бы развитию в городе торговли, транспортировки товаров и созданию в Евпатории коммерческого порта.
В ноябре 1913 года Его Величество Николай II и августейшая фамилия морем прибыли в Ялту и отправились в свою летнюю резиденцию в Ливадии. Государь принял городского голову Евпатории, врача Моисея Марковича Ефета в Ливадийском дворце. Его Величество изволил спросить, далеко ли Евпатория отстоит от Сак, где грязевыми процедурами пользовался Его Высочество наследник, цесаревич Алексей, страдающий с рождения (1904 г.) гемофилией, и грязевое лечение благотворно сказалось на его здоровье.
Отвесая на заданные царем вопросы, М. М. Ефет сказал:
«Евпатория — курортный город и обладает такими же целебными грязями, как и Саки, и что население Евпатории с завистью смотрит на другие города, имевшие счастье принимать у себя Его Величество».
На это Государь ответил, что скоро дойдёт очередь и до Евпатории.
В августе 1914 года началась Первая Мировая война. Транспортная связь с Евпаторией проходила по морскому пути, но во время войны он был заблокирован военными кораблями противника, и по сухопутному пути — грунтовой дороге Евпатория – Симферополь. Грунтовая дорога на Симферополь, была окончательно разбитой тысячами подвод, везущими военные грузы и продовольственные товары. Железнодорожного сообщения у Евпатории не было.
В начале Первой Мировой войны Государыня Императрица Александра Федоровна выбрала Евпаторию местом организации военного госпиталя, для этого была арендована «Приморская» санатория.
Полевому лазарету на 200 кроватей было присвоено наименование «Ея Императорского Величества Государыни императрицы Александры Фёдоровны». Александра Фёдоровна писала:
«Я хочу попросить Дувана, который там выстроил театр, улицы и т.д. быть зав. хозяйством. Княжевич думает, что он может помогать материально».
Заведующим госпиталем, организованном Александрой Фёдоровной в санатории «Приморский», был назначен председатель Евпаторийской Земской Управы Семён Эзрович Дуван.
16 апреля 1915 году С.Э. Дуван пребыл в Царское Село с визитом к императрице, преподнёс ей фотоальбом с видами Евпатории и умело прокомментировал фотографии, расписывая прелести Евпатории.
Императрица Александра Фёдоровна немедля отослала письмо мужу, государю Николаю II в Севастополь, в котором попросила его обратить внимание на Евпаторию.
Таврический губернатор Н.А. Княжевич начал проявлять инициативу, благодаря которой «Высочайше 22 апреля 1915 года разрешена постройка железнодорожной линии Евпатория – Сарабуз», ныне станция Остряково, в 18 км от Симферополя. Начальником работ назначили действительного статского советника, инженера Розанова, а строителем подрядчиком – коллежского советника, инженера Павла Александровича Богуславского.
13 мая 1915 года Его Величество Николай II принял решение о создании у Мойнакского озера Всероссийской грязелечебницы имени цесаревича Алексея.
По улицам Евпатории за два года построили 4,5 версты рельсовых трамвайных путей от центра города до озера Мойнаки и пустили трамвай в мае 1914 года.
Железнодорожную линию Сарабуз – Евпатория, протяженностью 54 версты, построили за 3,5 месяца! Не будь прямого поручения императора, долго бы ещё Евпатория находилась без надёжного транспортного сообщения с миром.
Утром 21 октября 1915 г., 9 часов утра, нарядные дамы и блестящие кавалеры заполнили первый пробный поезд из Сарабуза в Евпаторию.
Первый поезд прибыл к временной платформе Евпатории 21 октября 1915 года в 14.00 часов.
Об этом событии Таврический губернатор Кнежевич Н.А. телеграммой известили государя Николая II. Император в ответной телеграмме поблагодарил за столь быстрое строительство железнодорожной ветки Сарабуз – Евпатория.
Во время торжественного открытия железнодорожной линии Сарабуз – Евпатория городской голова М.М. Ефет преподнёс хлеб-соль, а Председатель Земской управы С.Э.Дуван поднёс Таврическому губернатору Н.А. Княжевичу благодарственный адрес от имени евпаторийского земства, в котором было написано:
«за деятельную инициативу и способствование в быстром осуществлении постройки железной дороги, имеющей весьма важное значение для жизни Евпаторийского уезда». Евпаторийская администрация ходатайствовала о наименовании одной из станций ветки Сарабуз – Евпатория «станцией Княжевича».
Не были забыты и инженеры, руководившие строительными работами — Розанов, Богуславский и Кононенко – их одарили ценными жетонами с благодарственной надписью.
В связи с закрытием для российской публики европейских курортов во время Первой Мировой войны, при блокировании морского порта и разбитой шоссейной дороге, с пуском железнодорожной ветки, Евпатория «чудный уголок, одна из редких жемчужин в короне Русского Царя« стала ближе к России и ко всей Европе. В 1916 г. евпаторийский курорт посетило 40 тысяч отдыхающих вместо 10-15 тысяч в обычное время, а население города составляло всего 30 тысяч жителей.
Но праздники в военное время, весьма, краткосрочны. Закончился летний курортный сезон, наступили осенние холода и уже 10 ноября 1915 года на заседании Земского собрания обсуждали бедственное положение большинства жителей Евпатории из-за отсутствия в городе топлива. Пассажирское автомобильное движение между Евпаторией и Симферополем недоступно многим жителям города из-за большой дороговизны.
На заседании Земского собрания было принято решение ходатайстве к железной дороге об открытии регулярного железнодорожного движения по линии Евпатория – Сарабуз и о предоставлении трёх железнодорожных вагонов, о ежедневной доставке в город не менее 2 вагонов угля и предоставлении одного вагон для перевозки пассажиров из Евпатории в Симферополь и обратно. С этой просьбой в 1915 году отправился в Петроград председатель Евпаторийской Земской Управы Семён Эзрович Дуван.
Железная дорога — верный спутник цивилизации, помогла выжить жителям Евпатории в тяжёлые военные годы Первой Мировой войны.
По материалам статьи Александр Стома «Дорожные страдания, закончившиеся 100 лет тому назад», напечатанной в газете «Евпаторийская здравница» №7(19071) от 30/1/2015