140 лет автору Золотого ключика

толстой Алексей

Десятого января 1883 года в Самарской губернии родился будущий писатель, граф Алексей Николаевич Толстой. Он прожил непростую, полную разных приключений жизнь, порой попадая в самые, казалось бы, безвыходные ситуации, как и герой его всеми детьми любимой сказочки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Собрание сочинений Алексея Толстого включает 13 томов — это и рассказы, и пьесы, и романы, и сказки….

Не будет преувеличением сказать, что жизнь Алексея Толстого напоминала и название другого его великого произведения — эпопеи «Хождение по мукам», где он предельно искренен — и с собой, и с читателем. Толстой, как и его герой Рощин, уверен, что «…пройдут годы, утихнут войны, отшумят револю­ции, и нетленным останется одно только — кроткое, нежное, люби­мое сердце ваше…»

Родовой герб графа Алексея Толстого

Родовой герб графа Алексея Толстого

Что отпирает золотой ключик?

Большой след оставил Алексей Толстой и в детской литературе.  Если вы когда-то читали сказку Карло Коллоди о деревянном мальчике Пиноккио, написанную в 1883 году, то это просто кошмар и ужас для злых и гадких детей! Именно эту итальянскую сказку переделал Алексей Толстой в 1936 году, он создал новое уникальное произведение «Приключения Буратино, или Золотой ключик» полное всепобеждающего света и добра. Толстой просто вырвал у зла клыки, обезвредил Зло во имя торжества Добра.

Книга «Приключения Буратино, или Золотой ключик» по-настоящему реформировала детское чтение. Вместо устаревших и, по мнению Главлита, чуждых советским детям историй о принцессах и королях Толстой представил яркую и авантюрную историю о победе над угнетателями и эксплуататорами.

Конечно же, образ Буратино, дерзкого сорванца и непоседы, гораздо глубже — и важнее для понимания фигуры самого Толстого. Игровое, театральное начало, тема перевоплощений занимает центральное место не только в этой сказке, но и в жизни самого автора. Виртуозно меняя маски и образы, Буратино удаётся раз за разом выходить сухим из воды и получать желаемое — как и своему создателю, Алексею Толстому. Однако понимание писателя как приспособленца было бы одномерным. Игра, лицедейство, не слишком серьезное отношение к жизни становится способом выживания и сохранения своей «самости», своего таланта в суровой реальности 30-х годов прошлого века.

Не случайно на фамильном гербе Толстых изображён именно золотой ключ. Что он символизировал для Алексея Николаевича, что скрывал? Быть может, что-то самое важное, что, несмотря на все циничные заявления о «хорошей жизни», Алексею Толстому было необходимо сохранить в себе, надежно спрятать?

буратино-пьеро

 

Что же такое «Золотой ключик»? Это сказка для детей или злая пародия на Серебряный век и на символистов — Блока, Белого, Волошина и других.

И то, и другое, конечно. В этом её успех. И детям нравится, и взрослым есть над чем задуматься и поразвлечься. У Толстого были весьма непростые отношения с прекрасной эпохой начала века, и он остроумно и нахально обыграл её в своем самом знаменитом, вот уж воистину бессмертном сочинении.

Художник Леонид Владимирский Буратино_1955_g

Тут разного рода литературоведческих гипотез очень много. Кто стал прообразом Буратино и других персонажей «Золотого ключика»? Возможно, в озорном Буратино автор видел и себя. В жизни Алексея Толстого был период эмиграции, тоски по дому, возвращение на родину.

«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах» (А.Н. Толстой. Письмо Н.В. Чайковскому, 1922 г.)

пьеро и мальвина

В образе кукольного поэта Пьеро узнаваем сам Александр Блок; он и сам сравнивал себя с персонажем комедии дель арта, грустный, вздыхающий, обманутый.

Конечно, единственный друг папы Карло, Джузеппе ― это Немирович-Данченко. В конце сказки молния на занавесе нового театра напоминала мхатовскую чайку.

Карабас барабас из Буратино

Прототипом владельца кукольного театра Карабаса считают режиссера Всеволода Мейерхольда, создателя системы сценического движения «биомеханика». Сходство Мейерхольд с Карабасом тем более узнаваемое, что Мейерхольд оборачивал вокруг шеи длинный шарф, а свисающие концы засовывал в карман, как Карабас свою бороду. В Мальвине видели и Зинаиду Райх, жену Мейерхольда и первую красавицу его театра.

Папа Карло а.н. толстой

Мейерхольд критиковал систему эмоционального сопереживания Станиславского, показанного в образе папы Карло. Папа Карло не только создает Буратино, но и предоставляет ему свободу творческого самовыражения.

Знаменитую дачу в Коктебеле на берегу моря Волошин строил с 1903 по 1913 годы. Здесь перебывали все - Мандельштам, Гумилев, Грин, Булгаков, Цветаева, Чуковский, Алексей Толстой и многие другие.

Знаменитую дачу в Коктебеле на берегу моря Волошин строил с 1903 по 1913 годы. Здесь перебывали все — Мандельштам, Гумилев, Грин, Булгаков, Цветаева, Чуковский, Алексей Толстой и многие другие.

Жизненный путь Алексея Толстого, конечно же, история о художнике и власти, о столкновении большого таланта и большой эпохи. Способ существования в окружающей действительности, который выбрал для себя этот автор, многие осуждали, некоторые Толстому завидовали, но почти все единогласно признавали поразительную силу его таланта, виртуозное, неподражаемое владение русским языком. Лучшее доказательство этого — книги Алексея Толстого, которые даже спустя почти столетие по-прежнему любимы тысячами читателей.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org