Адмирал русской живописи Иван Айвазовский выбросил турецкие ордена

001

200 лет назад, 29 июля 1817 г., у феодосийского купца Геворка и его жены, вышивальщицы Рипсимэ, родился сын. В метрической книге армянской церкви Сурб Саркис он был зарегистрирован так: «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Хотя к тому времени отец уже вовсю писал своё имя на польско-русский манер — Константин Гайвазовский. Сын пошёл дальше отца и стал называть себя Иваном Айвазовским.

Непревзойдённый мастер морского пейзажа Иван Айвазовский стал самым узнаваемым и самым успешным русским художником, его картины есть почти в каждом провинциальном музее России. Айвазовский писал с невероятной скоростью, и за всю свою жизнь написал более 6 тысяч полотен. Советский академик живописи Аркадий Рылов, будучи студентом, видел, как работает Иван Айвазовский, вспоминал с восторгом и недоумением: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст — теперь на нём бушует море…»

Ночь в Крыму. Вид на гору Медведь

Ночь в Крыму. Вид на гору Медведь.

Адмирал русской живописи

Шквал нападок сопровождал живописца Айвазовского с самого начала и до самого конца его жизни — Айвазовский умер в возрасте 83 лет. При жизни художника на русском троне сменилось пять императоров, которые отмечали талант Айвазовского, осыпая его чинами, наградами и просто деньгами. Российский император Николай I заявил: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною!» Его правнук император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника. По табели о рангах и по характеру деятельности — Айвазовский числился живописцем Главного морского штаба — это соответствовало адмиралу.

001-хаос

Хаос в Европе.

В 24 года Иван Айвазовский совершил своё первое путешествие за границу.  Заграничный дебют русского живописца, устроившего художественную выставку в Риме, наделал много шума в Европе. Речь идёт о полотне Айвазовского «Хаос» (1841 г.), написанном на ветхозаветный сюжет о сотворении мира. Художник изобразил на картине Дух Божий в виде света, пробивающегося сквозь мрачные тучи. Эта картина «Хаоса» произвела такое сильное впечатление на папу римского Григория XVI, что он пожелал приобрести её для художественной галереи Ватикана.

Но священнослужители Ватикана разглядели на картине «Хаос» и нечистую силу, по их мнению, намеренно спрятанную художником в тёмных облаках. Кардиналы созвали совет и подвергли картину тщательному осмотру и обсуждению, на предмет присутствия демонов на полотне, но так их и не обнаружили. Так «Хаос» Айвазовского попал в галерею Ватикана.

Ажиотаж, кстати, возник не только в Ватикане, вот что сообщает «Художественная газета»: «В Риме на художественной выставке картины Гайвазовского признаны первыми. Они наделали столько шуму в столице изящных искусств, что залы вельмож, общественные сборища и притоны артистов оглашались славою новороссийского пейзажиста; газеты гремели ему восторженными похвалами…»

Николай Гоголь в 1841 году весьма иронично замечает: «Ваня! Пришёл ты, маленький человек, с берегов далёкой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль…»

Заграничная поездка, на которую Айвазовский имел право, как выпускник Петербургской императорской академии художеств, оказалась весьма успешной. Настоящий фурор произвели четыре работы молодого художника привезённые в Европу и на выставке в Риме картины нашли щедрых покупателей.

За те три года, что молодой Айвазовский путешествовал по Европе, им было начато и закончено более 50 больших полотен.

Айвазовский. Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года.

Пощёчина турецкому султану

Художник Айвазовский был награждён двумя турецкими орденами — Османие и Меджидие.  Вот что произошло, когда Айвазовский узнал о хамидийской резне, учинённой над армянами в Османской империи. Драгоценные турецкие ордена этих орденов, украшенные бриллиантами, были повешены Айвазовским на шею дворовому псу художника. Собака была проведена художником по улицам Феодосии, наводя суеверный ужас на живущих там турок. А потом Айвазовский вышел на лодке в море и выбросил «кровавые знаки отличия» прочь. В этом жесте было всё — и горячий армянский темперамент, и презрение к благам земным, и личная позиция большого русского художника.

Утро на морском берегу. Судак

Утро на морском берегу. Судак

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org