Александр Вертинский в Евпатории

вертинский-ссср

Более 100 лет назад Крымская публика увидела на сцене Александра Вертинского в 1915 году , когда он в 25- летнем возрасте начинал свою сценическую карьеру.

В 1917 году эстрадный артист, актер кино, поэт, певец Александр Вертинский (1889 — 1957) исполнил песню «Девочка с капризами», в которой упоминаются события в летней курортной Евпатории. Содержание песни даёт основания предположить, что до декабря 1917 года Вертинский уже успел побывать в Евпатории либо в 1916 году, либо летом 1917 года….

1910

ДЕВОЧКА С КАПРИЗАМИ
(слова и музыка: А. Вертинский)
Мы читаем Шницлера. Бредим мы маркизами.
Осень мы проводим с мамой в Туапсе.
Девочка с привычками, девочка с капризами,
Девочка не «как-нибудь», а не так, как все.
Мы никем не поняты и разочарованы.
Нас считают маленькой и теснят во всём.
И хотя мы с мамою не очень избалованы,
Всё же мы умеем поставить на своём.
Из-за нас страдают здесь очень – очень многие.
Летом в Евпатории был такой момент,
Что Володя Кустиков принял грамм цикория.
Правда, он в гимназии, но почти студент.
Платьица короткие вызывают страстные
Споры до истерики с бонной и мама.
Эти бонны кроткие – сволочи ужасные
Нет от них спасения. Хуже, чем чума!
Вечно неприятности. Не дают возможности,
Заставляют волосы распускать, как хвост.
Что это, от глупости иль от осторожности?
А кузен Серёженька всё острит, прохвост!
Он и бонна рыжая целый день сопутствуют.
Ходишь, как по ниточке, – воробей в плену!..
Девочка с капризами, я Вам так сочувствую.
Вашу жизнь тяжёлую я один пойму!
(Ялта, 1917)

гортеатр-7

Евпаторийский театр в то время считался одним из лучших не только в Крыму, он выдерживал сравнение со знаменитым Одесским оперным театром, построенным в стиле нового венского барокко в 1887 году. В Евпаторийский театр охотно приезжали на гастроли многие известные и выдающиеся артисты того времени.

Местным краеведам известно, что в городском театре Евпатории выступал с концертами Александр Вертинский. В Архивном фонде Краеведческого музея удалось отыскать публикации о предстоящих концертах Вертинского в местной газете того времени «Революционная Евпатория» (№№ 65, 66; декабрь 1917). Поскольку 100-летняя газета, находится в ветхом состоянии, и мелкий шрифт довольно трудно читается при фотовоспроизведении, ниже мы представляем восстановленный текст газетного объявления:

«Городской театр.

Во вторник 26 декабря 1917 года только один вечер печальных «песенок Пьеро» Александра Вертинского.

В программе: Минуточка, Маленький креольчик, Песенка о твоих пажах, Лиловый негр, Колыбельная песня, Жамэ (попугай Флобер), В голубой далекой спаленке, Кокаинетка, Оловяное сердце, Ваши пальцы пахнут ладаном. Новая, только что написанная песня «То, что я должен сказать» и целый ряд других песенок собственного сочинения.

В концерте примет участие (новые рассказы) известный рассказчик В.В. Сладкопевцев. У рояля Г. Попов.

Билеты заблаговременно с 22 декабря продаются в кассе Городского театра от 11 до 1 часа дня и от 5 до 7 часов вечера».

Песня Александра Вертинского «То, что я должен сказать» впервые прозвучала в городском театре Евпатории.

Александр Вертинский в образе Пьеро

В своих мемуарах «Дорогой длинною…» Вертинский писал:

«Вскоре после октябрьских событий (1917 г.) я написал песню „То, что я должен сказать“. Написана она была под впечатлением смерти московских юнкеров, на похоронах которых я присутствовал».

«То, что я должен сказать»

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!

Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их ёлками, замесили их грязью
И пошли по домам — под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать.

И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!
1917 г.

_Вертинский_на_войне

Что же произошло в Москве осенью 1917 года?

После того, как в Санкт-Петербурге произошёл государственный переворот, вечером 25 октября 1917 г. на заседании Московской городской думы был создан «Комитет общественной безопасности» (КОБ), во главе с городским голова эсером Вадимом Рудневым и командующий войсками Московского военного округа полковником Константином Рябцевым. Комитет выступал с позиции защиты Временного правительства, но мог опираться главным образом на офицеров и юнкеров, собравшихся в Александровском военном училище, их было около 300 человек (офицеры, юнкера, студенты).

Именно в Москве в ходе октябрьского восстания 1917 года развернулись самые длительные и упорные бои. 28 октября 1917 г. юнкера взяли Кремль. 29 октября (11 ноября) на улицах Москвы противоборствующие стороны вырыли окопы и сооружены баррикады и началась упорная борьба за центр Москвы.

«Снаряды летали так же бессмысленно, как бессмыслен был весь этот шестидневный процесс кровавой бойни и разгрома Москвы.» — писали в газете «Новая Жизнь»

Не долго юнкера продержались в Кремле, противоборствуя армейским революционным силам, начавшим артиллерийский обстрел Кремля. В ночь на 2 ноября юнкера сами ушли из Кремля, было заключено соглашение о разоружении юнкеров и кадетов.

«В сущности своей Московская бойня была кошмарным кровавым избиением младенцев. С одной стороны — юноши красногвардейцы, не умеющие держать ружья в руках, и солдаты, почти не отдающие себе отчёта — кого ради они идут на смерть, чего ради убивают? С другой — ничтожная количественно кучка юнкеров, мужественно исполняющих свой «долг», как это было внушено им.» — писал Максим Горький («Новая Жизнь» № 175. 1917).

Возле Кремлевской стены похоронены 240 красногвардейцев, а на Братском кладбище предали земле около 300 юнкеров и белогвардейцев.

театр-1911-12 год

Известно, что после выступления в Евпатории уже через два дня, 28 декабря 1917 года Вертинский выступал в Феодосии. Сохранившиеся автографы и фотография дают представление о чувствах артиста и его внешнем облике в то время.

Скорее всего, из Феодосии Вертинский отправился в Одессу, так как уже 3 января 1918 года Максимилиан Волошин пишет знакомым, что «в Феодосии началась какая-то межнациональная потасовка со стрельбой и резней и вином», «перестрелка между татарами и большевиками». Проще было бы выехать в Одессу из Севастополя, но город в это время был во власти большевиков.

Яков Александрович Слащёв

Яков Александрович Слащёв

Одессу объявили вольным городом под властью Украинской Народной Республики. В Одессе Вертинский встретил белогвардейского генерала Яков Слащёва -Крымского, ставшего прототипом генерала Хлудова в пьесе Михаила Булгакова «Бег», прославившегося храбростью, мужеством и жестокостью при обороне Крыма. Яков Слащёв рассказал Вертинскому, насколько популярна среди солдат и офицеров белой гвардии стала его песня «То, что я должен сказать»:

«А ведь с вашей песней … мои мальчишки шли умирать! И ещё неизвестно, нужно ли это было…»

 В марте 1918 года в Одессу вошли немцы. В конце апреля 1918 года немцы изгнали из Крыма большевиков и на всем полуострове установили оккупационный режим. При этом в Евпатории сохранялось городское самоуправление, сложившееся ещё при Временном правительстве.

Одесса с давних дореволюционных времён имела с Евпаторией и Крымом прямое морское сообщение, разнообразные торговые и общественные связи. Многие гастролеры, бывавшие в Одессе, часто посещали и Евпаторию, особенно с тех пор, как в Евпатории в 1910 году появился прекрасный театр.

1914 год-театр

Архивные документы впервые дают представление о финансовых итогах выступлений гастролеров в Евпатории, и в том числе Александра Вертинского.

В декабре 1917 года Александр Вертинский за упомянутый выше концерт получил «Сбор без налогов» в сумме 4430 руб. 10 коп., но к расходам относились «Плата за театр», то есть за аренду Городского театра, где проходил концерт, в размере 500 руб., и «Городской сбор», составивший 467 руб. 10 коп. В результате концерт в Евпатории принёс Вертинскому доход почти три с половиной тысяч рублей, которые каким-то образом делили на 4-х участников концерта — Вертинского, Сладкопевцева, пианиста и антрепренера, организатора гастролей.

вертинский - пьеро

Александр Вертинский выступил с концертом в Евпаторийском городском театре в 1918 году. Никаких подробностей о программе концерта в архивах не нашлось, но эти архивные документы впервые дают представление о финансовых итогах выступлений Александра Вертинского в Евпатории в 1918 году. Известно. что гастроли Вертинского в Крыму состоялись с 1 сентября по 1 октября 1918 года.

Сбор за концерт Вертинского в Евпатории в 1918 году составил 4863 руб. 30 к., но «Плата за театр» возросла вдвое, пришлось платить 1200 руб., вдвое повысился и городской сбор – 1015 руб. 80 коп. Доход Вертинского составил почти на тысячу рублей меньше, чем в 1917 году, а с учётом инфляции и того меньше. Для сравнения, в этом же месяце в Евпатории дала два концерта известная певица Иза Кремер. В первый вечер она имела сбор 6836 руб. 25 к. (при расходах 1200 и 1413 руб. 80 коп.), во второй вечер выступлений — всего 2412 руб. 30 коп. (расходы 800 и 513 руб. 40 коп.).

В своих воспоминаниях Фаина Раневская так говорила о снисходительной и доброжелательной крымской публике 1918 -1919 годов:

«Нигде больше не встречала такой благодарной публики, как в Крыму в то страшное время.»

Закономерно, ведь поход евпаторийцев в театр или приезд артистов на гастроли были не столько развлечением, сколько подтверждением того, что жизнь продолжается и скоро наладится. Если одни люди ставят постановки, выступают на сцене, а другие смотрят и аплодируют им, значит, ещё не конец, значит, ещё поживём.

вертинский-лицедей

Александр Вертинский в СССР.

В 1950-е годы, когда Вертинский уже более десятка лет был советским артистом и гражданином СССР, ему было разрешено исполнять всего три десятка песен из его репертуара. Его стихи и песни не публиковали, грампластинки не выпускали. Разрешили гастролировать по провинциальным городам и участвовать в кинофильмах, как артисту с большим опытом в этой области искусства. И за роль католического кардинала в фильме «Заговор обреченных» его даже наградили Сталинской премией!

Ялтинская киностудия

В конце ноября 1952 года Вертинский оказался на Ялтинской киностудии, где он снимался в фильме про героя Албании Скандербега. Но в «тоскливой холодной Ялте» он простудился, потерял голос, и с концертами, судя по всему, не выступал.

Александр_Вертинский.j-

Однако, используя эту информацию, мы предприняли поиск в газетах того времени. И не зря, 14 сентября 1952 года «лауреат Сталинской премии» Вертинский выступал в Евпатории в Гортеатре им. А.С. Пушкина (Евпатория, газета «Знамя Победы»,  №113 – 14 сентября 1952). Можно предположить, что артист выступал и в других городах Крыма.

Александр_Вертинский=

В 1956 году, как и в 1952 году до Ялты состоялись концерты Вертинского в Евпатории. К сожалению, из евпаторийской газеты того времени («Советская здравница» (Евпатория), №№ 54, 55; 20 и 22 июня 1956), нельзя ничего извлечь, кроме объявления:

«Гортеатр 23-24 июня 1956 г. 
Только два концерта лауреата сталинской премии Александра Вертинского. У рояля Михаил Брохес. Начало в 8.30 вечера».

8 декабря 1956 года из Краснодара Вертинский сообщал жене:

«Я тяжеловато пою. Сказывается переутомление. 4 таких больших поездки подряд: Северный Кавказ, Средняя Азия, Сибирь и Южный Кавказ. Это больше ста концертов! Я уже плохо выдерживаю такую нагрузку. Годы не те! Еле дотягиваю концерт и на 2-м отделении уже выдыхаюсь. Сейчас надо сделать большой перерыв, чтобы набраться сил. Уйду в кино. Всё же там хоть петь не надо. Голос отдохнет».

В списке гастролей был ещё и Крым, о котором артист не упомянул. Видимо, в Крыму концертов было сравнительно немного.

Александр Вертинский с дочерьми. Начало 1950

Доченьки
У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня.
Всё, над чем я смеялся когда-то,
Всё теперь восхищает меня!
Жил я шумно и весело — каюсь,
Но жена всё к рукам прибрала,
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.
Я был против. Начнутся пелёнки…
Для чего свою жизнь осложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!
И теперь с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо своё вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивлённо пою:
— Доченьки, доченьки,
Доченьки мои!
Где ж вы мои ноченьки,
Где вы соловьи?..
Много русского солнца и света
Будет в жизни дочурок моих,
И что самое главное — это
То, что Родина будет у них!
Будет дом. Будет много игрушек.
Мы на ёлку повесим звезду.
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу.
Чтобы песни им русские пели
Чтобы сказки ночами плели,
Чтобы тихо года шелестели,
Чтобы детства — забыть не могли!
Правда, я постарею немного,
Но душой буду юн как они!
И просить буду доброго Бога,
Чтоб продлил мои грешные дни.
Вырастут доченьки
Доченьки мои…
Будут у них ноченьки,
Будут соловьи!
А закроют доченьки
Оченьки мои,
Мне споют на кладбище
Те же соловьи.
А. Вертинский, 1945

Если снова судить по письмам Вертинского к жене, то ему удалось отдохнуть от гастролей до мая 1957 года.

Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же вечер гостинице «Астория» Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности, на 69 году жизни. Похоронен Вертинский в Москве на Новодевичьем кладбище.

Могила Александра Николаевича на Новодевичьем

До конца жизни Вертинский продолжал работать над своими воспоминаниями, вышедшими в 1990 году в составе сборника его избранного литературного наследия «Дорогой длинной…» .

По материалам статьи в «МК», написанной Валерием Алексеевичем Мешковым и Яниной Грошевой.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org