Имя художника Альфонса Мухи известно далеко не всем, однако его картины, пожалуй, видел каждый. На них изображены прекрасные девушки славянской внешности, окруженные цветочными ореолами. Чувственность полотен завораживает, а созданные образы настолько выразительны, что и сегодня многие художники пытаются подражать «стилю Мухи».
Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, один из ярчайших представителей стиля модерн, мастер театральной и рекламной афиши….
Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице, в Моравия (ныне Чехия). В раннем детстве неизгладимое впечатление на него произвела церковь, построенная в стиле барокко, именно тогда у Альфонса проснулась любовь к живописи. Первичное художественное образование он получил в Брно.
В юности Альфонс Муха рисовал декорации к театральным постановкам в Вене в 1880 году.
На этом все могло и закончиться, если бы художнику не поступил заказ от графа Карла Куэна Беласси на роспись стен его родового замка Эммахоф в Грушовани. Результат настолько понравился графу, что тот отправил Альфонса Муху учиться в Академию изящных искусств в Мюнхене, взяв на себя все заботы о финансовом обеспечении юного дарования.
В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать своё образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. В 1887–1922 он жил, учился и работал в основном в Париже. Во французской столице он заробатывал на жизнь, иллюстрируя модные журналы и рекламные издания, не прекращая обучение и совершенствуя свой талант.
Альфонс Муха иллюстрировал журнал «Народная жизнь» («La Vie populaire»), рисовал для воскресных изданий газеты «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал свои рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Злата Прага» («Zlata Praha»).
За эти годы художник успел сформировать своё представление об искусстве и был готов представить парижанам свой новый, неповторимый стиль, названный «ар-нуво» («модерн»), ставший необычайно популярным в конце XIX века.
Именно, в это время декоративные элементы стиля модерна появились в архитектуре Евпатории, ставшей модным курортом Российской империи. «Beau rivage» — «Прекрасный берег»
Стиль «ар-нуво» или модерн при всей своей простоте был крайне выразительным видом архитектуры, и полностью отражал вкусы столичного бомонда. Модерн как архитектурное направление, стал популярен в мире в конце XIX века, характерные черты стиля модерн проступают очень явно в некоторых постройках Евпатории 1899 года.
Чешский иллюстратор и художник Альфонс Муха, благодаря своему уникальному творчеству, занял почётное место рядом с такими художниками, как Густав Климт, Антонио Гауди, Анри Тулуз-Лотрек.
Представители стиля «ар-нуво» («модерн») намерено отказывались от прямых резких линий, заменяя их плавными очертаниями летящих линий, тяготея к изображению «естественных» форм.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс» заказ на афишу премьеры спектакля «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Художник выполнил рисунок в технике многокрасочной литографии, преимущественно в золотых тонах. На театральной афише во весь рост была изображена актриса Сары Бернар.
Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора парижского театра «Ренессанс». Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.
Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к спектаклям.
Наибольшую популярность и признание Альфонсу Мухе принесли изображения девушек на рекламных плакатах, этикетках, открытках, театральных афишах, иллюстрациях книг, ювелирных изделиях.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Альфонса Мухи» — «La Femme Muchas» моментально расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах, календарях, на шёлковых панно в дамских будуарах, и эстампы мастера.
В стиле «ар-нуво» («модерн») были созданы красочные графические серии «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», улыбаются, наслаждаясь своей красотой, «Времена года» — Весна, Лето, Осень, Зима.
В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым со средневековых витражей появляются героини Мухи — Утро, День, Вечер, Ночь.
Из сумрака небес, в тёмных вуалях драпировок сияют тела звёздных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя звезда, и Луна, царица ночи.
Художник изображал очаровательных нимф славянской внешности с копной длинных волос в легких струящихся одеяниях в цветочном обрамлении, представляющем фон картин.
Альфонс Муха был певцом славянской красоты. Сам живописец настаивал, что на создание женских образов его вдохновлял чешский фольклор.
Истинная славянская красота и гармония женщин на его литографиях были настолько привлекательными, что все француженки стремились подражать чувственным, роскошным девушкам.
В 1906 году Альфонс Муха переезжает с молодой супругой в США, где его ждёт успех и слава, художник зарабатывает деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни — создания картин во славу своей Родины и всего славянства.
Художнику было тяжело воспринимать американский прагматизм и бездушную коммерцию, и он мечтает поскорее вернуться на свою славянскую родину. Вернувшись в 1910 году в Чехию, он понял, что стиль ар-нуво уже изжил себя, и начал работу над серией монументальных картин, получивших название «Славянская эпопея».
В 1939 году нацисты оккупировали Прагу, одним из первых Альфонс Муха был арестован и отправлен в гестапо, где его подвергли допросам. Прославление славянской культуры и красоты в творчестве художника не нравилось немецким оккупантам.
Вскоре нацисты отпустили художника, но пребывание в гестаповских казематах имело самые плачевные последствия для здоровья 79-летнего художника. Престарелый живописец сильно простудился и тяжело заболел воспалением лёгких. 14 июля 1939 года Альфонс Муха скончался от пневмонии.