Важным источником пополнения античной коллекций древних ваз Эрмитажа в Санкт-Петербурге стали археологические раскопки античных городищ и некрополей на территории Северного Причерноморья, проводившиеся с начала XIX века. П. Дюбрюкс, А.Б. Ашик, Д.В. Карейша, А.Е Люценко, В.Г. Тигенгаузен, В.В. Шкорпил и многие другие российские археологи не только руководили полевыми работами во время раскопок, но и фиксировали результаты археологических раскопок в дневниках, составляя подробный список находок и сопровождая их рисунками, и чертежами.
Археологические раскопки позволили не только сформировать уникальный раздел коллекции Музея, значительная часть которого представлена в новой экспозиции, но и обогатили науку ценнейшими материалами по истории и архитектуре столицы Боспора Пантикапея. Открыта и воссоздана система застройки значительной части акрополя Пантикапея, о котором сообщает древний географ Страбон. Другой античный автор Диодор Сицилийский свидетельствует, что на акрополе находилась резиденция Спартокидов – басилея.
Среди находок начала XIX века была и пелика с канфаром из курганного некрополя Сто Холмов (Юз-Оба), расположенного к югу от столицы Боспорского царства Пантикапея (ныне Керчь). Обстоятельства находки записаны в журнале А.Е Люценко изображены на рисунке Ф.И. Гросса — эти документы сохранились в Рукописном отделе Научного архива Института истории материальной культуры РАН.
«В изголовье покойника стояла глиняная амфора вышиною около 6-ти вершков с рисунком, представляющим две женские фигуры, сидящие на морских чудовищах с лошадиными головами и рыбьими хвостами, быть может это Плеяды или Нереиды. Между ними изображён крылатый гений и поретерою в левой руке. Возле амфоры найдена маленькая потера, покрытая блестящею чёрной краской…» (РО НА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп.1. 1863 г. Д. 6. Л. 6-7)
Глиняные формы из мастерской Коропласта в Херсонесе.
В 1888 году в жилом доме III-II вв. до н.э. в северо-западной части Херсонеса была раскопана мастерская, в которой изготавливались и обжигались формы для производства терракотовых статуэток, рельефных украшений глиняных сосудов и черепицы. В витрине рядом с формами помещены снятые с них XIX веке глиняные оттиски.
Для форм отбирались высокохудожественные изделия из камня, металла, керамики. Одна из форм для производства керамического рельефа воспроизводит каменный рельеф с изображением покровителя виноделия бога Диониса с тирсом в руке, Диониса сопровождают танцующие менады и играющий на кефаре Силен.
На другой форме также снятой с каменного рельефа, видна часть фигуры юноши в островерхой скифской шапке, опирающегося копьё.
Изготовленные по таким формам глиняные плакетки могли служить приношением в храм, посвящённый античным богам.
Некоторые круглые формы, возможно, были сняты с рельефных крышек бронзовых зеркал
Ряд форм снята с терракотовых статуэток.
Как показали археологические раскопки, в античном Херсонесе было развито виноградарство, процветало виноделие, зачастую изображались мифические персонажи, связанные с культом диониса. На терракотовых рельефах III-II вв. до н.э. часто изображали Диониса и его спутников — танцующих менад и Силена.
Как и повсюду в античной Греции были широко распространены сюжеты из жизни легендарного героя Геракла. Судя по тому, что у женской фигуры из-под левой руки выглядывает край львиной шкуры, можно предположить, что форма была снята со статуэтки лидийской царицы Омфалы.
Согласно античным мифам, Геракл, находясь у неё в рабстве, занимался женской работой и даже носил женское платье. В гончарной мастерской Херсонеса найдена форма с изображением Геракла и Омфалы, снятая с рельефной крышки зеркала.