Расцвет производства античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появилась техника подколки камешков мозаики, и стало доступным цветное стекло, что позволило использовать неограниченную цветовую гамму для достижения живописной реалистичности изображений.
Античная мозаика развивалась от несложных узоров выложенных чёрной и белой галькой, до сложных и изысканных цветных композиций. Древнейшая античная мозаика из необработанной гальки найдена в Коринфе и относится к концу V века до н. э.
Во время раскопок в Херсонесе, проводимой Археологической комиссией под руководством К.К Костюшко-Валюжиничес в 1890 году на участке «базилика на холме» в западной части Херсонеса была обнаружена мозаика ранневизантийского времени.
Мозаичные полы в базилике Херсонеса были обнаружены в 1853 году А.С. Уваровым, и в 1876 году был обнаружен мозаичный пол в шестистолбном храме.
Участок «базилика на холме» находится внутри городской оборонительной стены II века до н.э. Холм господствует над всей береговой полосой, постройки на холме занимали господствующее положение. Начиная с первой половины 4 века нашей эры и до 15 века на высоком холме Херсонеса возводились христианские храмы, базилики, и целые храмовые комплексы.
Мозаичные полы относятся к самой ранней базилике. В базиликах Херсонеса пол в центральном нефе был мраморный, а в боковых нефах — мозаичный. Общая площадь мозаики в базилике ровна 286 кв. м., но во время раскопок обнаружено только 28 кв.м.
Сюжет сохранившейся части мозаики — это полоса растительного орнамента по белому фону выложены красные контурные линии листьев, заполненных жёлтой мозаикой. Бордюрная полоса мозаики выделена чёрным цветом. Основное поле мозаики заполнено белыми кругами, окружённые черной и красной полосой. Внутри кругов — ромбовидный четырёхугольник с вогнутыми сторонами и жёлтым полем внутри.
Круги находят друг на друга, образуя чечевицеобразное поле у одного края ромба. Белый цвет — мраморные кубики, размером 1,5х1,5 см., красный цвет — битая черепица, чёрный и жёлтый цвет — природные камни.
Фрагмент мозаики в южном нефе базилики представляет собой листья плюща (вьюна) — по белому полю красная линия ветки и красный контур листа, заполненного жёлтой мозаикой.
Базилика в базилике — средневековый храм, построенный на руинах первого раннего христианского храма на территории Херсонеса Таврического.
Первый храм («большая базилика») был построен в VI веке, во время правления византийского императора Юстиниана I Великого (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483 г. — 14 ноября 565 г.).
В одном из нефов базилики была выложена мозаика в виде геометрических линий и фигур, христианских символов — чаши канфары — символ причастия.
Символ души человеческой — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века в Херсонесе.
В купели базилики был выложен павлин с распущенным хвостом — символ воскресения из мёртвых, он сложен из белого мрамора, разноцветных кусочков известняка и тёмно-зелёной смальты. Распущенный хвост павлина — символ звёздного неба, голуби — символ Святого Духа, якорь — символ надежды, одной из трех главных христианских добродетелей.
По обе стороны от Павлина изображены голуби — символ святого духа, голуби заключены в круглые медальоны. В купель базилики можно было попасть по длинному, узкому коридору, примыкающему к северному нефу.
В мозаичных рисунках Херсонеса встречаются и другие христианские символы — ромб с надетыми на него кольцами — символ вечности, якорь — символ надежды.
От галереи частично сохранились боковые стены и основания колонн. Колонны христианского храма были изготовлены из мрамора и весили около 350 кг. Сочетание белых колонн базилики и разноцветной мозаики пола среди темной зелени кустарника делают этот археологический памятник украшением Херсонеса.
Перед входом в центральный зал базилики на полу была выложена надпись на греческом языке «Всякое дыхание да хвалит Господа».
В конце XIII века малая базилика погибла при пожаре.