Античная усадьба изменила траекторию железнодорожного пути

3

Строители скорректируют железнодорожный подход к Крымскому мосту на одном из участков в окрестностях Керчи для сохранения, обнаруженной археологами, уникальной античной усадьбы, относящейся ко времени существования Боспорского царства.

Перенос железнодорожного участка, ведущего к Крымскому мосту позволит учёным законсервировать древнее поселение, датируемое концом V — началом III века до н. э., изучить его и сохранить для потомков.

Председатель госкомитета республики Крым по охране культурного наследия Сергей Ефимов сообщал об обнаружении неизвестного древнегреческого поселения. Античное поселение получило название Манитра.

30

Археологические исследования античной усадьбы в районе Керчи затронули участок площадью более пяти тысяч квадратных метров. Археологи нашли здесь остатки сплошной жилой застройки, характерной для античных сельских комплексов, состоящей из 40 помещений и 9 дворов замкнутой планировки.

10

Античная усадьба, расположенная на западе Боспорского царства, по мнению учёных, могла принадлежать семье аристократа или одного их представителей династии царей Боспора, так как  «у того, кто строил эту усадьбу, были очень большие материальные возможности». 

«Сейчас памятник изучается масштабно, мы раскрыли примерно 80% поселения. Практически на всей площади открыты верхние слои, но ещё не везде раскопан самый нижний горизонт. Чтобы понять, кем был первый хозяин этой усадьбы, нужно открывать самый ранний уровень. Очевидно, что это был представитель аристократической верхушки Боспорского царства», — считает руководитель археологической экспедиции, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Внуков.

Открытие и исследование значительной части площади усадьбы, и даёт возможность археологам оценить планировку, архитектуру античной усадьбы.

2.Помещения поселения Манитра

Специалист Института археологии РАН Сергей Буравлёв считает, что уникальность найденного античного поселения состоит в том, что структура его построения не нарушена никакой сельхоздеятельностью: все артефакты, кладки, стены, дворы — все это осталось в том состоянии, как это было оставлено жителями данного поселения, что, безусловно, является большой редкостью.

«Аналогов сельской усадьбы такой площади, сложности и такой хорошей сохранности нет не только на территории Крыма, но и во всём Причерноморье» — считает доктор исторических наук, завотделом полевых исследований Института археологии РАН Александр Масленников.

Античное поселение Манитра строилось по хорошо продуманному плану, что свидетельствует об очень высоком уровне строительного дела, позволяющего создать жителям усадьбы максимально комфортные условия для проживания. Учёные обратили внимание на аккуратную каменную кладку домов с вымеренными прямыми углами, и правильную ориентацию древних строений с учётом преобладающих в этой местности розы ветров: воздух в помещениях всегда был свежим и чистым.

8

Археологи нашли остатки жилых и хозяйственных строений, которые плотно примыкали друг к другу. Внешние стены строений были глухие, фасады домов  выходили окнами во внутренние мощёные дворы. В западной части античного жилого комплекса располагался самый крупный двор с галереями и, возможно, колоннадой.  Для кровли жилых домов древние строители использовали дорогую черепицу местного производства с клеймами боспорских мастеров. 

Для того чтобы дождевые и талые воды не затапливали всё поселение, расположенное на склоне холма, древние жители усадьбы построили сложную разветвленную систему водостоков, ведущих за пределы жилой застройки, и накопительные цистерны для хранения дождевой воды.

1

К античному поселению примыкают каменные круглые загоны для скота диаметром до 60 метров, в которых, предположительно, содержали домашних животных. Рядом с усадьбой найден некрополь с более чем 20 вырубленными в скале погребальными сооружениями, среди которых есть семейные усыпальницы. По оценкам учёных, в некрополе хоронили проживающий в поселении обслуживающий персонал, а погребения владельцев усадьбы могли проводиться в Пантикапее — столице Боспорского царства.

По мнению учёных, в античном жилом комплексе кипела жизнь в течение 150 лет, он как минимум дважды перестраивался из-за смены владельца, функции поселения или из-за природных факторов.

9c

На месте уникальной находки археологи уже обнаружили  части небольших  домашних алтарей, остатки каменных давилен винограда для производства домашнего вина, каменных кормушек для молоди скота,  много столовой и кухонной керамики — кувшинов, тарелок, рыбных блюд, кастрюлей и чернолаковых сосудов из Аттики, глиняных бочек-пифосов,  для хранения продуктов,  фрагменты и целые амфоры, привезённые из главных эгейских и малоазийских греческих центров, а также свинцовые гири с весовыми клеймами и более 300 античных монет. 

До начала строительства Крымского моста учёные обследовали на двух берегах более 500 гектаров территорий, провели геоакустическую и геомагнитную съёмку. Свыше 56 гектаров территорий под автомобильным и железнодорожным подходами стали местом крупнейших в стране научно-исследовательских работ.

За два года при археологических раскопках было сделано свыше миллиона находок. Из них более 100 тысяч артефактов, представляющих научную ценность, поэтапно передаются в фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и Таманского музейного комплекса.

«Корректировка железнодорожного пути не повлияет на сроки сдачи подхода. Железнодорожное сообщение пройдёт через Крымский мост, и будет открыто, как и планируется, в декабре 2019 года» — считает заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.

Железнодорожная часть Крымского моста отвечает требованиям второй категории железнодорожных линий и включает два пути. По расчётным данным, пассажирские поезда смогут развивать на мосту скорость до 120 километров в час. Скорость грузовых поездов — до 80 километров в час. Железная дорога рассчитана на пропуск железнодорожных составов весом до 7100 тонн.

Крымский мост, соединивший полуостров с Краснодарским краем — самый протяженный в России, его длина составляет 19 километров. Начало движения автомобилей изначально планировали на декабрь 2018 года, но работы завершили с опережением. Президент России Владимир Путин открыл автомобильную часть моста через Керченский пролив 15 мая, движение автотранспорта запущено 16 мая. Открытие движения поездов по железнодорожной части моста запланировано на декабрь 2019 года.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org