Археологи обнаружили античные театральные маски во время раскопок Южного пригорода Херсонеса Таврического — древнего города, существовавшего на месте современного Севастополя сообщил старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев:
«Среди относительно недавних интересных находок — фрагменты как минимум пяти глиняных масок, которые датируются ориентировочно II веком до нашей эры. Вероятно, могут быть ещё подобные предметы, так как они не являются большой редкостью, и эта находка важна именно в контексте, ведь до античного театра Херсонеса не более 50 метров», — отметил Вахонеев.
По словам археолога, маски, скорее всего, были реквизитом для древнегреческих актёров, которые давали представления в театре Херсонеса. Артефакты выполнены из терракоты, их возраст превышает 2 тысячи лет
Планомерные систематические исследования на территории Южного пригорода Херсонеса идут уже третий год. Раскопками охвачена площадь более 8 га, насчитывается почти 4 млн находок, из которых 300 тыс. имеют музейное значение. Среди относительно недавних интересных находок — фрагменты как минимум пяти глиняных масок, которые датируются ориентировочно II веком до нашей эры. Вероятно, могут быть еще подобные предметы, так как они не являются большой редкостью, и эта находка важна именно в контексте — ведь до античного театра Херсонеса не более 50 м», — рассказал археолог.
Одна из театральных масок сохранилась более чем на половину.
«Это, видимо, трагическая маска. Хорошо прорисованы глазницы, остались небольшие фрагменты краски: чёрной краски вокруг глаз, светлой на волосах, на бороде. Подобные маски могли использоваться в ритуальных погребальных целях, но они делались как миниатюрные реплики — а конкретно эта полноразмерная, кроме того по краям над ушами есть специальные отверстия, где крепились завязки, чтобы актер мог надеть ее», — уточнил Виктор Вахонеев.
Он добавил, что многие пригородные территории Херсонеса в античное время использовались как некрополь или место свалок: возможно, маски были выброшены как пришедшие в негодность.
Учёный отметил, что фрагменты масок перед передачей в музей пройдут процедуры консервации и реставрации. Помощь в этой работе оказывают специалисты Государственного Эрмитажа. В экспедиции, организованной Институтом истории материальной культуры РАН, также участвуют сотрудники Государственного историко-арехологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», Институт археологии Крыма РАН, Севастопольский государственный университет, НАО «Наследие Кубани».
Об античном Херсонесе
Территория, на которой расположен современный Севастополь, была заселена 2,5 тыс. лет назад. В 424-421 годах до нашей эры там была основана древнегреческая колония Херсонес Таврический, город просуществовал до конца ХIV века нашей эры.
Херсонеситы построили каменный театр в III в. до н. э.; архитектор ориентировал его так, что солнце освещало проскений в любое время дня.
Само здание театра соответствовало хорошим образцам своего времени, о чём свидетельствуют рустованные квадры, прекрасно пригнанные один к другому, и каменные скамьи с изящным профилем.
От украшавшего театр мраморного фриза сохранился небольшой фрагмент с изображением богини Гармонии — спутницы Муз и Харит, покровительниц музыкального и драматического искусств.
Театр в Херсонесе существовал до IV в. н. э. и четырежды капитально перестраивался. Согласно реконструкции О. И. Домбровского, во II в. н. э. он вмещал около 3000 человек. Фасад проскения был выполнен в дорическом ордере; по размерам орхестры и проскения здание мало отличалось от театров Эллады, но значительно уступало многим по количеству мест для зрителей, что объясняется небольшим населением города.
В херсонесском театре постоянно проводились Дионисии и другие разнообразные празднества. Вероятно, здесь в III в. до н. э. Сириск читал своё историческое сочинение, за которое соотечественники наградили его золотым венком.
В первые века нашей эры, когда в Херсонесе стоял римский гарнизон, к греческим праздникам присоединилось римское развлечение — гладиаторские бои. Гладиаторские бои римляне позаимствовали у этрусков, как часть этрусского погребального обряда с человеческими жертвоприношениями. В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме. Для них в крупных городах строили цирки, а в небольших, как Херсонес, приспосабливали театры. Косвенным свидетельством об этом является фрагмент рельефа с изображением заключительного момента борьбы гладиаторов и надписью имени победителя — Ксанф, а также перестройка театра Херсонеса во II веке н. э. Тогда проскений расширили и выдвинули вперёд к зрителям, так что он мог служить и сценой, и ареной для гладиаторов.
О существовании местных комедиографов свидетельствует иллюстрация местной комедии на пантикапейской терракоте, изображающей двух актеров, один из которых одет в характерный для боспорян костюм с брюками.
В эллинистический период широкую популярность завоевали мимы, диалогические или монологические сценки бытового содержания. Они известны сейчас по сочинению «Мимиямбы» ионийского поэта Герода. Иногда в мимах шутливо изображались боги; возможны сюжеты о коварстве Афродиты в борьбе с гигантами в какой-то пещере на Боспоре (Strab. X, 2, 10 ) разыгрывали мим местного автора. (Скржинская Марина Владимировна. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Глава VII. Праздники в театре. Античные театры)
Считается, что именно здесь в X веке принял христианство князь Владимир, позднее крестивший Русь. В XIX веке на предполагаемом месте его крещения был построен собор Святого равноапостольного великого князя Владимира.
На территории городища уже более века действует музей-заповедник «Херсонес Таврический». До 2024 года южнее него планируется завершить строительство историко-археологического парка, в структуре которого будут созданы новая школа искусств, филиал международного центра «Артек», корпуса для выставок, посвященных античному и византийскому периодам истории Юго-Западного Крыма и истории православия.