Античные театральные маски найдены в Херсонесе

00-Херсонес

Археологи обнаружили античные театральные маски во время раскопок Южного пригорода Херсонеса Таврического — древнего города, существовавшего на месте современного Севастополя сообщил старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев:

«Среди относительно недавних интересных находок — фрагменты как минимум пяти глиняных масок, которые датируются ориентировочно II веком до нашей эры. Вероятно, могут быть ещё подобные предметы, так как они не являются большой редкостью, и эта находка важна именно в контексте, ведь до античного театра Херсонеса не более 50 метров», — отметил Вахонеев.

По словам археолога, маски, скорее всего, были реквизитом для древнегреческих актёров, которые давали представления в театре Херсонеса. Артефакты выполнены из терракоты, их возраст превышает 2 тысячи лет

Планомерные систематические исследования на территории Южного пригорода Херсонеса идут уже третий год. Раскопками охвачена площадь более 8 га, насчитывается почти 4 млн находок, из которых 300 тыс. имеют музейное значение. Среди относительно недавних интересных находок — фрагменты как минимум пяти глиняных масок, которые датируются ориентировочно II веком до нашей эры. Вероятно, могут быть еще подобные предметы, так как они не являются большой редкостью, и эта находка важна именно в контексте — ведь до античного театра Херсонеса не более 50 м», — рассказал археолог.

Одна из театральных масок сохранилась более чем на половину.

«Это, видимо, трагическая маска. Хорошо прорисованы глазницы, остались небольшие фрагменты краски: чёрной краски вокруг глаз, светлой на волосах, на бороде. Подобные маски могли использоваться в ритуальных погребальных целях, но они делались как миниатюрные реплики — а конкретно эта полноразмерная, кроме того по краям над ушами есть специальные отверстия, где крепились завязки, чтобы актер мог надеть ее», — уточнил Виктор Вахонеев.

Он добавил, что многие пригородные территории Херсонеса в античное время использовались как некрополь или место свалок: возможно, маски были выброшены как пришедшие в негодность.

Учёный отметил, что фрагменты масок перед передачей в музей пройдут процедуры консервации и реставрации. Помощь в этой работе оказывают специалисты Государственного Эрмитажа. В экспедиции, организованной Институтом истории материальной культуры РАН, также участвуют сотрудники Государственного историко-арехологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», Институт археологии Крыма РАН, Севастопольский государственный университет, НАО «Наследие Кубани».

Античный Херсонес

Античный Херсонес

Об античном  Херсонесе

Территория, на которой расположен современный Севастополь, была заселена 2,5 тыс. лет назад. В 424-421 годах до нашей эры там была основана древнегреческая колония Херсонес Таврический, город просуществовал до конца ХIV века нашей эры.

Херсонеситы построили каменный театр в III в. до н. э.; архитектор ориентировал его так, что солнце освещало проскений в любое время дня.

Само здание театра соответствовало хорошим образцам своего времени, о чём свидетельствуют рустованные квадры, прекрасно пригнанные один к другому, и каменные скамьи с изящным профилем.

От украшавшего театр мраморного фриза сохранился небольшой фрагмент с изображением богини Гармонии — спутницы Муз и Харит, покровительниц музыкального и драматического искусств.

Театр в Херсонесе

Театр в Херсонесе

Театр в Херсонесе существовал до IV в. н. э. и четырежды капитально перестраивался. Согласно реконструкции О. И. Домбровского, во II в. н. э. он вмещал около 3000 человек. Фасад проскения был выполнен в дорическом ордере; по размерам орхестры и проскения здание мало отличалось от театров Эллады, но значительно уступало многим по количеству мест для зрителей, что объясняется небольшим населением города.

В херсонесском театре постоянно проводились Дионисии и другие разнообразные празднества. Вероятно, здесь в III в. до н. э. Сириск читал своё историческое сочинение, за которое соотечественники наградили его золотым венком.

В первые века нашей эры, когда в Херсонесе стоял римский гарнизон, к греческим праздникам присоединилось римское развлечение — гладиаторские бои. Гладиаторские бои римляне позаимствовали у этрусков, как часть этрусского погребального обряда с человеческими жертвоприношениями. В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме.  Для них в крупных городах строили цирки, а в небольших, как Херсонес, приспосабливали театры. Косвенным свидетельством об этом является фрагмент рельефа с изображением заключительного момента борьбы гладиаторов и надписью имени победителя — Ксанф, а также перестройка театра Херсонеса во II веке н. э. Тогда проскений расширили и выдвинули вперёд к зрителям, так что он мог служить и сценой, и ареной для гладиаторов.

О существовании местных комедиографов свидетельствует иллюстрация местной комедии на пантикапейской терракоте, изображающей двух актеров, один из которых одет в характерный для боспорян костюм с брюками.

В эллинистический период широкую популярность завоевали мимы, диалогические или монологические сценки бытового содержания. Они известны сейчас по сочинению «Мимиямбы» ионийского поэта Герода. Иногда в мимах шутливо изображались боги; возможны сюжеты о коварстве Афродиты в борьбе с гигантами в какой-то пещере на Боспоре (Strab. X, 2, 10 ) разыгрывали мим местного автора. (Скржинская Марина Владимировна. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Глава VII. Праздники в театре. Античные театры)

Крещение Святого князя Владимира в Херсонесе. Художник Васнецов

Крещение Святого князя Владимира в Херсонесе. Художник Васнецов

Считается, что именно здесь в X веке принял христианство князь Владимир, позднее крестивший Русь. В XIX веке на предполагаемом месте его крещения был построен собор Святого равноапостольного великого князя Владимира.

На территории городища уже более века действует музей-заповедник «Херсонес Таврический». До 2024 года южнее него планируется завершить строительство историко-археологического парка, в структуре которого будут созданы новая школа искусств, филиал международного центра «Артек», корпуса для выставок, посвященных античному и византийскому периодам истории Юго-Западного Крыма и истории православия.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org