Скржинская Марина Владимировна. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.
Глава VII. Праздники в театре. Античные театры в городах Северного Причерноморья.
В городах Северного Причерноморья, как и всюду в Элладе, строились театры для проведения дионисийских и других праздников, но пока только в Херсонесе обнаружены архитектурные остатки театра. На его месте в средние века стоял христианский храм. При исследовании руин храма О. И. Домбровский в 1954 г. нашёл под ними несколько каменных скамей и ступенек лестницы, в которых археолог узнал фрагменты здания античного театра.
Херсонеситы построили каменный театр в III в. до н. э.; архитектор ориентировал его так, что солнце освещало проскений в любое время дня.
Само здание театра соответствовало хорошим образцам своего времени, о чём свидетельствуют рустованные квадры, прекрасно пригнанные один к другому, и каменные скамьи с изящным профилем.
От украшавшего театр мраморного фриза сохранился небольшой фрагмент с изображением богини Гармонии — спутницы Муз и Харит, покровительниц музыкального и драматического искусств.
Театр в Херсонесе существовал до IV в. н. э. и четырежды капитально перестраивался. Согласно реконструкции О. И. Домбровского, во II в. н. э. он вмещал около 3000 человек. Фасад проскения был выполнен в дорическом ордере; по размерам орхестры и проскения здание мало отличалось от театров Эллады, но значительно уступало многим по количеству мест для зрителей, что объясняется небольшим населением города.
В херсонесском театре постоянно проводились Дионисии и другие разнообразные празднества. Вероятно, здесь в III в. до н. э. Сириск читал своё историческое сочинение, за которое соотечественники наградили его золотым венком (IPE I2. 344).
Это единственное в Северном Причерноморье свидетельство о награждении писателя. В первой части своего труда Сириск литературно обработал все сведения о чудесах Девы, верховной богини Херсонеса, а во второй части изложил отношения государства с другими полисами и царями Боспора. Издание почётного декрета от имени народа и венчание золотым венком позволяют предположить, что Сириск читал свой труд либо в Народном собрании, либо в театре Херсонеса. Херсонеситам очень понравилось правдивое изложение истории и патриотическая окраска всего сочинения; во время празднования Дионисий они увенчали своего соотечественника золотым венком, который изобразили на фронтоне декрета в честь историка.
В первые века нашей эры, когда в Херсонесе стоял римский гарнизон, к греческим праздникам присоединилось римское развлечение — гладиаторские бои. Гладиаторские бои римляне позаимствовали у этрусков, как часть этрусского погребального обряда с человеческими жертвоприношениями. В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме. Для них в крупных городах строили цирки, а в небольших, как Херсонес, приспосабливали театры. Косвенным свидетельством об этом является фрагмент рельефа с изображением заключительного момента борьбы гладиаторов и надписью имени победителя — Ксанф, а также перестройка театра Херсонеса во II веке н. э. Тогда проскений расширили и выдвинули вперёд к зрителям, так что он мог служить и сценой, и ареной для гладиаторов.
Бои гладиаторов, наверное, устраивались также в театрах Боспора, иначе трудно объяснить, как местный художник на стене склепа I-II вв. сумел детально нарисовать гладиаторов в облачении и вооружении катафрактария, ретиария и других.
Около театра греки ставили стелы с высеченными на них именами победителей в мусических состязаниях. Обломок одной из таких надписей римского времени найден вблизи херсонесского театра. Сохранились лишь слова, говорящие о соревнованиях хоров, комедиографов и поэтов, писавших эпиграммы и энкомии (хвалебные стихотворения), а также глашатаев и трубачей (IPE I2. 433). Иллюстрацией к упоминанию о комедиографах могут служить бронзовая статуэтка актера в роли раба и терракотовые изображения комических масок и актеров, найденные в Херсонесе.
Чтобы полнее представить содержание текстов надписей с перечислением победителей состязаний в театрах, приведём перевод хорошо сохранившегося агонистического каталога из Беотии. В него входят виды состязаний, упомянутые в уцелевшем херсонесском фрагменте.
В добрый час! При агонотете Флавии Павлине и Архонте Метродоре, сыне Онесифора, на состязаниях в честь Муз победили: Автор просодия — феспиец Эвмарон, сын Александра, и афинянин Антифон.
Глашатай — феспиец Помпей, сын Зосима.
Трубач — фиванец Зосим, сын Эпиктета.
Автор энкомия в честь императора — служитель храма Помпилий Антоний Максим.
Энкомий в честь Муз — служитель храма Помпилий Антоний Максим.
Автор поэмы в честь императора — коринфянин Эмилий Эпиктет.
Автор поэмы в честь Муз — феспиец Дамонейк, сын Дамона. Рапсод — коринфянин Эвтихиан.
Исполнитель на пифийском аулосе — коринфянин Фабий Аттик.
Кифарист — никомедиец Теодот, сын Теодота. Автор древней трагедии — аспендиец Аполлоний, сын Аполлония.
Автор новой комедии — афинянин Антифон.
Актер новой комедии — афинянин Антифон.
Актер новой трагедии — афинянин Артемон, сын Артемона.
Актер новой трагедии — афинянин Агатемер, сын Питоклея.
Хоровой авлет — пергамец Госий.
Этот и прочие каталоги показывают, что многие греческие города приглашали на свои мусические состязания актёров и музыкантов из других городов. Не исключено, что так было и на северных берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря).
На правой обломанной части херсонесской надписи перечислялись имена победителей; из них читается лишь имя автора энкомия — Марк. Это латинское имя сразу напоминает, что во II-III вв. в Херсонесе находился римский гарнизон, и кто-то из его состава мог принять участие в состязании на празднике.
Среди херсонесских надгробий есть эпитафия Аврелия Сальвиана, трубача одиннадцатого Клавдиева легиона (IPE I2. 551). Он изображен на стеле в полный рост с большой трубой в руках, поэтому вполне вероятно участие римских легионеров в соревнованиях трубачей. Однако римские воины вряд ли столь хорошо знали греческий язык, чтобы писать на нём энкомии. Скорее всего, поэт-победитель Марк был херсонеситом из первых лиц государства, имевших римское гражданство и потому носивших римские имена. Например, в декрете 174 г. среди херсонесских магистратов, подписавших документ, четверо имели римские имена и пятеро смешанные греко-римские.
Древнейшее свидетельство о театрах в городах Боспорского царства относится к IV в. до н. э. Полиэн (V, 44), описывая хитрости, применявшиеся при ведении войны, рассказал об остроумной уловке полководца Мемнона. Готовясь к войне с боспорским царём Левконом, полководец Мемнон решил узнать о численности населения Боспора. Для этого Мемнон отправил туда знаменитого кифареда Аристоника вместе со своим послом Архивиадом, якобы для заключения договора о дружбе. Полководец рассчитывал на то, что «жители будут поспешно собираться в театры» послушать выступления прославленного музыканта, посол же по количеству собравшихся зрителей в театрах определит, каково население Боспора, и так узнает о силах будущего противника.
Согласно этому рассказу, театр был не только в столичном Пантикапее, но и в других боспорских городах, наверное, в Феодосии, Нимфее, Фанагории, Гермонассе.
Сообщение Полиэна подтверждается находкой в Пантикапее почти целого мраморного кресла, изготовленного на рубеже IV-III в. до н. э. Подобные кресла устанавливали в театрах для жрецов, магистратов и почетных гостей. Право занимать особые места в первых рядах театра входило в число привилегий, отмечавшихся в почетных декретах. Поэтому нам известно, что боспорянин Никий, ольвиополит Дионисий и херсонесит Сокрит сидели на почётных местах во время дельфийских праздников (МИС. 12), а в Ольвии подобной привилегией пользовался гражданин Истрии Феодот (НО. 7) и некоторые милетяне.
В декор пантикапейского театра, вероятно, входил мраморный рельеф с изображением свиты Диониса. От скульптуры, исполненной афинским мастером в IV в. до н. э., сохранился только фрагмент с фигурой актёра в костюме Силена, несущего на плече лозу с крупными гроздьями винограда (рис. 51). Перед нами актёр, одетый в косматую одежду, закрывающую все его тело, кроме кистей рук и ступней.
Вероятно, наряду с музыкантами в театрах Северного Причерноморья гастролировали и актеры. В эллинистическую эпоху сюда приглашали технитов проводить особо пышные празднества. Многие эллинистические правители старались завоевать расположение своих подданных устройством роскошных зрелищ, и в IV-III вв. до н. э. боспорские цари, наверное, не чуждались завоевания популярности таким способом.
В начале I в. до н. э. Митридат Евпатор, вероятно, обратился к технитам, когда ввёл на Боспоре новый календарь и в связи с этим изменил не только порядок, но также характер и иерархию государственных празднеств. По-видимому, и ольвиополиты прибегали к услугам «мастеров Диониса» для организации панэллинских игр на Ахилловом Дроме. Ведь в эпоху эллинизма все общегреческие празднества устраивали профессионалы.
Можно только догадываться, какие пьесы играли в театрах Северного Причерноморья. Конечно, здесь ставили произведения прославленных греческих драматургов и местных авторов. Надо думать, что особый интерес проявляли к пьесам, действие которых происходило на северных берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря). Из них сохранилась лишь одна трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде», а по названиям и кратким цитатам известны трагедия Софокла «Скифы» и комедия Антифана «Скифы и тавры».
О существовании местных комедиографов свидетельствует упомянутый выше фрагмент херсонесского каталога победителей в агонах. Иллюстрацию местной комедии можно видеть на пантикапейской терракоте, изображающей двух актеров, один из которых одет в характерный для боспорян костюм с брюками.
В эллинистический период широкую популярность завоевали мимы, диалогические или монологические сценки бытового содержания. Они известны сейчас по сочинению «Мимиямбы» ионийского поэта Герода. Иногда в мимах шутливо изображались боги; может быть, на сюжет о коварстве Афродиты в борьбе с гигантами в какой-то пещере на Боспоре (Strab. X, 2, 10 ) разыгрывали мим местного автора.