Мирмекий (др.-греч. Μυρμήκιον — «муравей») — античный город, основанный ионийскими греками в середине VI века до н. э. на берегу Керченского пролива, входивший в состав Боспорского царства, располагался к востоку от Пантикапея (современный мыс Карантинный в черте города Керчь).
Мирмекий был основан на рубеже первой и второй четвертей VI века до н. э. Население проживало в небольших землянках. Они строились только в районе небольшого скального Карантинного мыса и по берегу бухты, расположенной к западу. В третьей четверти VI века до н. э. вокруг акрополя была построена оборонительная стена, одна из двух самых ранних оборонительных стен, построенных в греческих колониях Таврии на севере Чёрного моря. Аналогичная оборонительная стена открыта в Порфмии. В начала V века до н. э. город Мирмекий увеличился в размерах до 6-7 га, и был застроен довольно большими наземными домами.
В конце первой трети V века до н. э. город Мирмекий был разрушен в результате нападения варваров (скифов). Территория города сократилась почти в четыре раза, и вокруг жилых кварталов была построена новая оборонительная стена, в которой найдены наконечники скифских стрел.
После середины V века до н. э. жизнь в городе возродилась и достигла наибольшего расцвета в первой половине IV века до н. э.. В это время город имел сплошную жилую застройку, античный храм и общественные здания. Около середины IV века до н. э. эти здания погибли при пожаре. В это время город обведён новой оборонительной стеной, которая полностью прикрыла его от нападения. Максимальная площадь античного поселения составила 7-8 га.
Новый расцвет город Мирмекий пережил в III—II веках до н. э.. В это время в черте города появляется уникальный объект — зольный холм (зольник II) высотой более трёх метров. Вероятно, его появление связано с расположенным рядом святилищем — «Диос Сотрос» — «Зевс — Спаситель». О культе Зевса Сотера — Διος Σωτηρος — Спасителя
D зольнике найдены сокровища Мирмекия — многочисленные терракотовые статуэтки, вотивные надписи — посвящения божествам, античные монеты.
В середине I века до н. э. Мирмекий погиб в ходе развернувшихся в Боспорском царстве событий, после смерти Митридата VI Евпатора.
Жизнь на месте города возрождилась в первой половине I века н. э.. В это время Мирмекий представлял собой поселение из нескольких больших усадьб. Около середины II века н. э. они были разрушены, а на Карантинном мысу была построена грандиозная гробница царя Боспорского царства, возможно, Тиберия Юлия Евпатора.
Через некоторое время Мирмекий вновь был застроен усадьбами. Жители покинули территорию Мирмекия в самом начале IV века н. э., уйдя под защиту Пантикапея.
С периода Эллинизма Мирмекий известен как античный центр виноделия. Найденные археологами античные винодельни представляли собой помещения с двумя -тремя площадками для давления винограда ногами и дожимания остатков сока из полученных отходов посредством каменного пресса. Получавшийся неравного качества виноградный сок, стекал в разные отсеки каменных цистерн. Ёмкость цистерн доходила до 7—8 тысяч литров. При археологических раскопках были найдены и засолочные каменные ванны для рыбы, относящиеся к римскому времени.
Горожане античного греческого города Мирмекия занимались виноделием, рыбной ловлей и торговлей. Жители Мермекия (др.-греч. Μυρμήκιον — «муравей») трудились как муравьи, создавая свои трудом благополучие и богатство. На одной из монет Боспорского царства изображён муравей, как символ неутомимого труда и накопления богатства.
Некоторые историки и нумизматы ошибочно приписывали античному Мирмекию чеканку собственной монеты с изображением муравья в архаический и раннеклассический периоды. Сейчас считается, что такие монеты выпускались в Пантикапее.
Археологические находки 2018 года.
24 августа 2018 года во время археологических раскопок в античном городище Мирмекий, находящегося на берегу Керченского пролива, археологи нашли античную мраморную статую размером почти с человеческий рост.
По оценкам экспертов и руководителя Мирмекийской экспедиции Государственного Эрмитажа Александра Бутягина, находка датируется предположительно эпохой эллинизма.
Александр Михайлович рассказал, как представители археологической экспедиции нашли уникальную статую:
«С самого начала 2000-ых годов в районе скалы Карантинного мыса мы копаем комплекс римских усадеб, принадлежащих к 1-3 векам нашей эры. В большом каменном завале, образовавшемся вследствие разрушений стен этих усадеб, иногда встречаются мелкие фрагменты надписи, скульптуры. В этом году, совершенно неожиданно, уже под самый конец работ, нам очень повезло – в прошлую пятницу при снятии каменного завала был замечен большой камень странной формы, который мешал раскопкам. При расчистке камня выяснилось, что это мраморная статуя, изображающая молодого мужчину. Поскольку статую переносили вшестером, мы предполагаем, что она весит примерно 150 кг. Высота статуи составляет примерно 1-1,15 м, а принадлежит она к периоду не позднее 2 века до нашей эры и не ранее 1 века нашей эры».
«Мраморная статуя представляет собой мужской торс в длинной тунике, античной одежде эпохи эллинизма. Статуя найдена в археологическом слое разрушения усадьбы первых веков нашей эры. Голова и ноги статуи, вероятнее всего, были отбиты ещё в древности.», — сказал Бутягин.
Дополнительный осмотр показал, что в древности статуя была композитной, и, скорее всего, она опиралась на колонну. Она была изготовлена в Средиземноморье и привезена сюда. Судя по надписям и другим косвенным находкам, в на территории Мирмекия ещё до римского времени раньше существовал небольшой храм, поэтому найденная статуя вполне может быть скульптурой божества. Поскольку видно, что это молодой мужчина, то, скорее всего, это скульптура юного бога – Апполона, покровителя медицины.
Учёные считают, что большая мраморная статуя представляет древнегреческого бога врача Асклепия (Эскулап), сына Аполлона и смертной женщины Корониды. Такие скульптуры встречаются довольно редко не только в Крыму, но и на территории всего Боспорского царства. Это первая находка мраморной статуи в римской усадьбе I–III вв. н.э. за всё время исследования древнего города.
Сразу после находки статуя сразу же была отправлена реставраторам Восточно-Крымского историко-культурного заповедника, затем попадет в руки Керченского музея, где будет изучаться далее. Спустя год или два, после опубликования научных работ, статуя будет выставлена на публичное обозрение.
Руководитель Мирмекийской экспедиции Государственного Эрмитажа Александр Бутягин рад этой находке, но не надеется обнаружить в дальнейшем что-либо подобное, потому что такие памятники культуры являются очень редкими — это первая подобная находка на городище Мирмекий. Мраморная статуя молодого мужчины входит в пятёрку самых уникальных археологических находок за последние 20 лет.
Найден 20-сантиметровый фрагмент скульптуры сидящего божества, и кусок крупного мраморного барельефа с профилем человека.
— Найдена также маленькая костяная скульптура возможно бога Меркурия или Лара — домашнего божества, — и в голосе Александра Бутягина снова появляются нотки радости и гордости. — 2018-й– год скульптуры! Иногда бывают сезоны, когда нет даже маленьких фрагментов мрамора, а в этом году столько везения!
В центре городища, в зольнике, был обнаружен ещё один клад – 99 электровых кизикинов в ольпе. Ольпа – это бронзовый кувшинчик, а кизикины – монеты города Кизика из электра, сплава золота и серебра. Вновь уникальная для Северного Причерноморья находка – как по количеству монет, так и по их сохранности.
На раскопках 2019 года не обошлось и без стандартных находок: монет первых веков нашей эры, кусков керамики — амфор и грандиозных пифосов для хранения зерна и вина.
Археологам стали ясны некоторые особенности работы системы водосбора в римской усадьбе I–III вв. н.э.. Два открытых ранее соседних помещения наконец объединились в одно целое: длинный водосток из одного помещения вёл в другое, где были вкопаны в землю огромные керамические сосуды – пифосы. В 2019 году археологи нашли уже четыре пифоса, в эти огромные горшки и собирали дождевую воду обитатели усадьбы.
Во дворе римской усадьбе обнаружена печь, в то время печи сооружали не в доме, а именно во дворе. На первый взгляд, печь совершенно обычна, но рядом с ней пристроена ещё одна маленькая округлая печка, типа тындыр для выпекания тонких лепёшек. В обеих печах не найдено никаких следов производства. Возможно, что их использовали для приготовления пищи.
Раскопки 2019 года показали, что сооружение найденное в Мирмекии относится к более ранней до-римской эпохи. Археологи нашли здесь более интересный объект – древняя свалка! В первые века нашей эры эта территория, видимо, пришла в запустение, и местные жители начали сбрасывать под стену какого-то здания разнообразный мусор.
Для археолога древняя свалка – это «просто праздник какой-то». Каких только вещей не обнаружили в античном мусоре! Множество металлических – бронзовых, железных – предметов: гвозди, ножи, обломки каких-то инструментов, медные монеты. А керамический бой? Чего только нет среди фрагментов керамики: обломки черепицы, кухонные сосуды, тара для перевозки и хранения.
Очень интересны предметы домашнего культа: терракотовые статуэтки, особенно куколки-марионетки. В полевых экспедициях всё найденное на раскопках отправляется в камеральную лабораторию. В Мирмекии камеральная лаборатория условно состоит из трёх частей – керамики, реставратора в лагере (в 50 м от городища), реставраторов и палеозоолога на базе (в 500 м от городища). Задачи у специалистов стоят практически одинаковые: учесть и привести в порядок находки.
Разнообразные фрагменты керамики дают дополнительную информацию. Например, надписи на горле амфоры могу рассказать о её содержимом, изготовителе товара, получателе или владельце. Эти три сообщения на мирмекийской амфоре пока не расшифрованы, но даже неспециалист может заметить, что буквы первой строки складываются в начало имени – «Аристо».
Синопское клеймо на сохранившейся ручке другой амфоры – тоже важная весть из прошлого. Как мы теперь знаем, остродонные амфоры были основным видом керамической тары для перевозки продуктов морем, например, в остродонных амфорах перевозили оливковое масло и вина. Крупные производители керамики греческих центров производства ставили клеймо на свою продукцию. Эти амфоры и в особенности керамические клейма в последние полвека стали важным археологическим источником информации
Изучение типологии керамической посуды – система форм и стандартов – помогает в датировании находок и слоёв археологического комплекса, в определении торговых связей в тогдашней ойкумене, объёмах и путях импорта-экспорта. Клейма на керамике содержат имя городского магистрата-эпонима, которым обозначался период его полномочий, и производителя сосуда. Дополнительно в легенде клейма может указываться этникон, название месяца производства, как, например, на родосских клеймах и даже указывалась ёмкость сосуда.
В слоях зольника найдена левая большая берцовая кость собаки со следами разделки тяжелым ножом. Далеко не единичная подобная находка на раскопках городища. О чём она говорит? Собак не ели, но их часто использовали для жертвоприношений, поскольку животное считалось связанным с потусторонним миром.