Армения приняла христианство от Византии в 301 году и с этого времени христианство становится государственной религией Армении. Епископ Григорий Просветитель был первым католикосом всех армян и созданная им церковь называется армяно-григорианской.
Армяно-григорианская церковь была едина с восточно-православной византийской церковью до VI века. Расхождения её с православной и католической церковью произошло из-за признания Христа Богом, а не Богочеловеком. Армянская церковь раскололась на армяно-григорианскую и армяно-католическую.
В XI веке армянские беженцы с Кавказа попадают в Крым, с тех пор армянская община Гезлёва растёт и пополняется новыми переселенцами. Армянская община селилась за пределами города, за городской стеной.
В 1736 году, русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха взяли Гезлёв. Татары в панике покинули город, но уходя, они подожгли лавки христианских купцов и христианские церкви, в том числе и армянский храм. За 5 дней пребывания в городе русские сожгли и разрушили мусульманские мечети и дома мусульман.
После ухода русских войск из Гезлёва снова вернулись татары и устроили расправу над христианами. Захватили армянскую церковь и превратили её в мечеть.
Во время царствования Екатерины II христиане Крыма, в том числе и армяне из Евпатории 1340 человек, были переселены в Азовскую губернию.
В своем рапорте от 25 июня 1795 года городские власти города доносили: «Пожелавшие остаться по г. Евпатории в купеческом и мещанском звании нахичеванские армяне, находят главною причиною, что они будучи издревле здешние уроженцы и зная совершенно производство здешнего торгового промысла, имеют более способов производить оную и через то приобресть капитал.»
Армяне активно занимаются крупной торговлей, держат в Евпатории караван-сараи, торговые лавки, медные мастерские и другие промыслы.
В 1825 году в Евпатории существовала армянская община, состоявшая из 90 домов и недостроенной армянской церковью.
На месте деревянной первой армянской церкви , сгоревшей в 1704 году, армянская община заложила фундамент нового храма в 1817 г. , но денег не хватало и строительство новой церкви растянулось на долгие годы.
Храм построен из хорошо обтёсанных белых блоков известняка. Купольная базилика выполнена в стиле напоминающем античную, византийскую классическую архитектуру.
На восточной стене церкви находится каменное резное изображение креста – Хачкар, дословно «крест-камень».
Церковь имеет три двери: центральную, выходящую на запад и две боковых, выходящие на север и юг и колонный двор. Над входами возвышается портики с крестовыми сводами. Звонница укреплялась на западном портике.
Закончилось строительство новой Армянской церкви Сурб-Никогайос (Св. Николая) только в 1830г.
В 1855 году, во время Крымской войны Евпатория была под контролем англо-франко-турецких войск, а в армянской церкви стоял на постое французский гарнизон. На одной из стен армянской церкви сохранились надписи времен Крымской войны. На камнях отчетливо проступает дата «1855» и имена французских солдат Рикарди, Фабри и Филиппа.
Евпаторийское отделение Крымского национально-культурного армянского общества основано в 1992 году, по инициативе председателя армянской общины Склярука Александра Семеновича. Сейчас председатель Евпаторийского городского армянского общества Гамлет Бозоян. (адрес армянского общества: ул. Интернациональная, 44).
Армянский храм Сурб-Никогайос в Евпатории передан верующим в 2019 году
По благословению Главы Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской церкви архиепископа Езраса Нерсисяна и инициативе священника Анании Бабаяна на средства благотворителя из Воронежа Андраника Кананяна на колокольне церкви Сурб Никогайос в Евпатории были установлены колокола.
Главный колокол весом 165 кг. в честь Святого Николая, средний весом в 60 кг. в честь Святого Месропа Маштоца и малый весом в 30 кг. в честь Святого полководца Вардана Мамиконяна.
Армянская церковь Сурб-Никогайос (Св. Николая) находится по адресу ул. Интернациональная,44., тел.3-3856.
Так как во всех темах, связанных с любым туристическим центром, меня в первую очередь интересует архитектура, я, конечно, просмотрела видео, посвящённое Армянской церкви и освещению хода её реставрации. Сюжет очень понравился.
Где их только нет, армянских храмов… У нас в городе, правда, такой храм называют греко-католическим; он единственный из всех церквей и соборов имеет орган, так что концерты органной музыки – для нас событие привычное.
Вопрос. Объект, находящийся в центре видеосюжета на этих страницах – это та самая христианская церковь, которую во второй трети ХVIII века татары превратили в мечеть? Интересный поворот в истории армяно-грегорианского храма.
Реставрация, как понимаю, уже даёт возможность оценить внешний вид постройки – во всяком случае, новую кровлю и базилику нам показали. Состояние стен, похоже, ещё требует усилий строителей. А что будет внутри? Роспись, мозаика, фрески? Планы художников-реставраторов не хранятся, надеюсь, в секрете? Какова цветовая гамма – пёстрая, яркая, сдержанная? Стиль какой – восточный, византийский? Или и то и другое? Немало ведь храмовых сооружений сочетают в себе элементы нескольких стилей – как внешне, так и в плане внутренней отделки, оформления оконных проёмов, предметов утвари и т.д.
И ещё. Орган установить в храме планируется – или это не предусмотрено размерами меценатской или другой помощи? У нас органная музыка звучит даже в православной церкви (правда, по записи: орган для храма – очень дорогое удовольствие).
Буду очень признательна за ответы на те вопросы, по которым есть более-менее достоверная информация (по некоторым её может не быть – я понимаю). Строителям желаю удачного завершения реставрационных работ. А жителям Евпатории и туристам – скорейшей возможности увидеть храм в обновлённом виде.
Первая Армянская церковь в Евпатории была деревянной и сгорела во время пожара в 1704 году. На её месте была построена небольшая церковь, именно, её в 1736 году татары превратили в мечеть.Это не единственный пример захвата христианских храмов мусульманами. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в христианский собор Святой Софии. Вскоре к собору Святой Софии, были пристроены четыре минарета, и собор превратился в мусульманскую мечеть Ая-Софья, а город переименован в Стамбул.
В 1817 году в Евпатории была заложена Армяно-григорианская церковь Сурб-Никогайос, В День Армянской культуры в 2012 году церковь была передана верующим и освящена Главой Украинской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископом Григорисом Буниатяном. http://www.evpatori.ru/den-armyanskoj-kultury-v-evpatorii.html — здесь есть фотографии внутренних интерьеров церкви. Пока там только чистые стены.
Армяно-Григорианская Церковь близка к Православной церкви, где церковная служба сопровождается хором, а не органной музыкой. По-видимому, органной музыки в восточно-православной армяно-грикорианской церкви не будет.