Исследователи Института археологии РАН при раскопках на Таманском полуострове обнаружили остатки древнегреческих арфы и лиры. Это открытие можно назвать поистине уникальным. Находки подобных древнегреческих музыкальных инструментов единичны не только для Северного Причерноморья, но и для всего древнегреческого мира.
«До настоящего времени нам была известна одна, частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V века до нашей эры. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до нашей эры. В этом ряду арфа, найденная на Тамани, оказывается одним из самых ранних и хорошо сохранившихся во всём древнегреческом мире», – говорит руководитель Сочинской экспедиции Роман Мимоход.
Артефакты были найдены в некрополе древнегреческого полиса под условным названием «Волна-1», расположенном в Темрюкском районе Таманского полуострова. Древний полис относился к Боспорскому царству, и датируется он 6 – 4 веками до н.э. Ранее здесь же в этом году была совершена ещё одна уникальная находка – был найден древнегреческий шлем коринфского типа.
Найденная в Темрюкском районе Таманского полуострова арфа относится к типу «тригонон» (trígōnon, от греческого τρίγωνον — тройная). Это древнейший тип арфы, происходящий от простого лука, на котором древнегреческие воины догадались крепить струны вместо тетивы. Впервые тригон был зафиксирован у древних египтян.
Фигура мужчины, играющего на арфе. Мрамор. Кикладские острова, Греция, 2800-2700 год до нашей эры. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Археологи Сочинской экспедиции обнаружили фрагменты арфы в грунтовом семейном склепе 4 века до н.э. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и поэтому не дошла до наших дней. В погребении сохранилась костяная основа от арфы-тригона, в которой были закреплены бронзовые колки и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву. По числу бронзовых колков можно предположить, что на арфе было 30 струн.
Исследование показало, что во время погребального обряда арфа была сломана. Преднамеренная поломка вещей была не редкостью для древних погребений.
Костяная основа с бронзовыми колками арфы-тригона. Некрополь поселения «Волна-1».
Лира – чисто греческий инструмент. Согласно легендарным преданиям, её изобрёл Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a) — сын Зевса и Геры, в древнегреческой
В античном мире существовало несколько типов лир, самым распространенным из которых была кифара – инструмент с деревянным корпусом и перекладиной, на которую с помощью штифтов натягивались струны одинаковой длины и разной толщины. Кифара считалась мужским инструментом, музыкант, играющий на кифаре, назывался кифаристом, а певец, который аккомпанировал своему пению – кифаредом. Играли на кифаре сидя или стоя, извлекая звуки костяным или деревянным плектром.
Остатки лиры были обнаружены в другом погребении, которое датируется 5 веком до н.э. Предположительно, это было погребение воина – здесь были обнаружены также меч и конь.
Археологи нашли костяную деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который поднимал струны над декой. У порожка на концах сохранились остатки дерева, что свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, на кифаре воина было семь струн.
Костяной плектр из погребения в некрополе
В 20 сантиметрах от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, похожая на плектр (др.-греч. πλῆκτρον plēktron, от πλήσσω plēssō — ударяю), или медиатор — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем» (мизраб), надеваемое на палец.
С помощью плектра защипывают струны и тремолируют на некоторых щипковых струнных инструментах (так называемых плекторных) — лютне, цитре, мандолине, домре, кобзе, пипе, сямисэне, лавабо; также на народных русских инструментах — балалайка-контрабас. Часто используется при игре на инструментах, для которых более традиционным является защипывание струн пальцами — например, на гитаре.