На пересыпи между Чёрным морем и Сакским озером, в приморской курортной зоне города Саки находится археологический памятник Тавриды первой трети III века до н.э. Сакская пересыпь. Археологическая экспедиция под руководством С.Б. Ланцова обнаружила этот памятник в 1974 году, а в 1986 – 1987 годах С.Б. Ланцов провёл здесь охранные археологические раскопки.
Этнографическая и культурная принадлежность памятника.
Сакская пересыпь представляла собой сельскохозяйственную территорию — дальнюю хору Херсонесского государства последней трети III – II веков до н.э., область римского присутствия в Таврике. Археологи нашли тысячи фрагментов керамической посуды и обломки черепицы на территории превышающей 10 га (около 600 м (на Северо-Западе и Юго-Востоке) х 200 м (СВ-ЮЗ), простираясь почти во всю ширину водораздела от края озера до железнодорожной насыпи, юго-западней которой находится котлован карьера.
На территории Сакской пересыпи найдено античное святилище, относящееся к концу II века до н.э. – середине III века н.э.Каменная постройка античного святилища (храма) с черепичной крышей была, очевидно, разрушена грабителями, на значительной площади вокруг святилища найдены «фависсы» — небольшие ямки с жертвоприношениями и человеческие погребения.
Святилище понтийских солдат и херсонесцев, датируемое концом II века до н.э. – первая половина I века н.э.Толщина культурного слоя 0,40 — 0,90 м, состоит только из песка. В промежутках между перекопами грабителей обнаружены скопления необработанных камней известняка, вероятно, остатков ленточных фундаментов, фрагменты черепичной кровли, жертвенники или ямки-фависсы, размерами 1,0 х 0,65 м, глубиной 0,24 м, заполнены золой и останками жертвенных животных, костями черепа овцы.
На территории Сакской пересыпидо середины II века н.э. жили выходцы из Херсонеса Таврического и Боспорского царства.
Римское присутствие в Таврике с середины II века до середины III века н.э. обозначено на Сакской пересыпи находками святилища римско-фракийских богов. На протяжении второй половины II — третьей четверти III веков н.э. в Херсонесе и его окрестностях, Хараксе и на Юго-Западной части Тавриды находились войска Мёзийской армии римской империи, солдаты в основном выходцы из Мёзии и Фракии. Мёзия (Moesia), историческая область между Нижним Дунаем и Балканами, первоначально населенная фракийскими племенами (мезы, геты, бессы и др.). В 7-6 вв. до н. э. в восточном Причерноморье, на побережье Мёзии возникли греческие колонии Одессос, Каллатия, Томы, Истрия и др. В 29-27 гг. до н. э. Мёзия была захвачена Римом.
Религиозные представления солдат римской армии отличались от религии причерноморских греков и других жителей Тавриды. Римские религиозные культы не распространились за пределы римских гарнизонов и не оказали существенного влияния на религиозную жизнь греческого населения Херсонеса Таврического и Сакской пересыпи.
Очевидно, на Сакской пересыпи располагался пост дорожной стражи Мёзийской армии римской империи. На территории поселения Сакской пересыпи найдено десять фрагментов лапидарных (надгробных) эпиграфий (надписей). Посвятительные памятники использовалась не только римскими солдатами, но и жителями Сакской пересыпи и Херсонеса Таврического. Обнаруженные надписи на мраморе и известняке носят посвятительный характер, на них удалось прочесть имена посвятителей (дедикантов) — Филомус, Максимос, Аврелий Хр(исипп).
Отдельный фрагмент эпиграфии, посвящённой богине Артемиде, без указания имени дарителя (дедиканта), вырезан на мраморной стеле и относится к первой половины II века н.э.
Во время раскопок найдено девять фрагментов рельефов с изображением конного бога — фракийского всадника.
В образе всадника в Мёзии и Фракии в первые века нашей эры почитался не только Герой-всадник, но и врачеватель Асклепий, бог виноделия и вина Дионис, верховный бог Олимпа Зевс, бог подземного царства мёртвых Плутон, бог врачеватель и покровитель всех искусств Аполлон.
На большинстве обломков надгробий, на мраморных вотивных рельефах сохранились фрагменты изображающие фракийского Героя-всадника (Хероса), Великую богиню-Мать — Кибелу и Геру, Митру — Таврактона, которого здесь чтили как бога военных побед (митриизм). На надгробиях изображались лесные Нимфы, змееногое божество Серапис, Сильван — бог лесов и дикой природы, подобный лесному божеству Пану, греческая богиня Артемида и фригийская богиня луны Бендис, которая отождествлялась с Артемидой.
С уверенностью можно прочесть хорошо сохранившееся посвящение Матери богов (Кибеле) и, предположительно — аббревиатура латинского посвящения Юпитеру Лучшему Величайшему (Iovi Optimo Maximo).
Рельефы с изображениями Геры, Матери богов Кибелы, Артемиды, врачевателя Асклепия, причисленного к богам.
Археологические находки на территории Сакской пересыпи более позднего времени указывают на то, что в IX — X веках на пересыпи, вероятно, находился небольшой рыбацкий поселок.
В качестве дополнительного промысла жители посёлка добывали соль. Недалеко от посёлка обнаружено кладбище, принадлежащие гражданам византийского Херсона (Херсонеса Таврического).
Важнейшие археологические находки Сакской пересыпи хранятся в Сакском краеведческом музее.
В археологической коллекции представлены образцы мраморной и известняковой объемной скульптуры, рельефов и плиток, посвящённых греческим и римско-фракийским божествам, на которых читаются надписи на древнегреческом языке; фрагменты глиняных статуэток; обломки тарной, столовой и кухонной гончарной, лепной и стеклянной посуды, светильники.
В находках встречаются остроки — древнегреческие надписи на керамике. В археологической коллекции Сакской пересыпи есть золотая, серебряная монеты и 60 экземпляров медных монет Херсонеса Таврического, исторических центров Боспора Киммерийского в чеканке его царей, Амиса, Том и Рима.
В настоящее время над равнинной местностью Сакской пересыпи возвышается только холм, высотой 2 метра и диаметром 26 метров, использовавшийся до 80-х гг. XX века, как горка автотрека. Центральная часть археологического памятника
Сакская пересыпь находится под насаждениями серебристого лоха (дикая маслина). К сожалению, святилище в наши дни подвергается активному разграблению «чёрных копателей». На территории Сакской пересыпи обнаружено множество грабительских раскопов и шурфов, котлованов, ям и траншей от незаконного забора песка.
Учитывая небольшую глубину культурного слоя Сакской пересыпи, большая часть металлических предметов легко фиксируется металло-детекторами и украдена грабителями. Сейчас многочисленные античные монеты осели в частных коллекциях, например, в коллекции известного симферопольского нумизмата И.Шонова свыше 300 экземпляров античных монет Крыма, что значительно превышает музейную коллекцию сакского музея.
Археологические раскопки дают возможность обнаружить античные надписи, рельефы, керамику, скульптуру, раскрывая информацию об особенностях культурной, хозяйственной и духовной жизни жителей Тавриды в античную и римскую эпоху, во времена войн и разорительных набегов кочевников.