Архип Куинджи и Крым

Куинджи Море Крым.

В то время как Карло Боссоли путешествовал по Крыму, создавая свои неповторимые картины, в приазовском городе Мариуполе, в семье греческих переселенцев из Крыма, в 1841 году родился сын, которого назвали Архипом. В метрике новорожденный записан под фамилией Еменджи – по-гречески «трудовой человек».
Отец Архипа был сапожником, в 1845 году он умер, вслед за ним умерла мать. Архип Куинджи в раннем возрасте остался сиротой. Ему не удалось получить образование, хотя до десяти лет он посещал начальную греческую школу.

Архип Куинджи автопортрет

Архип Куинджи автопортрет

Рано потеряв родителей, Архип с детства не чурался любой работы — пас гусей, помогал на стройке, служил у хлеботорговца, но всегда находит время для своего увлечения – рисования. По воспоминаниям товарищей, Архип использовал в качестве холста всё, что попадалось под руку – заборы, стены, обрывки бумаги. Тягу к творчеству у своего работника заметил феодосийский хлебопромышленник Дуранте, который увидел его рисунки и посоветовал юноше отправиться в Крым к знаменитому Айвазовскому. Следуя совету, Архип Куинджи пешком прошёл от Мариуполя до Феодосии в 1855 году, чтобы брать уроки живописи у великого мариниста Ивана Айвазовского.

Архип Иванович Куинджи Ай-Петри. Крым

Архип Иванович Куинджи Ай-Петри. Крым

 Архип Куинджи пробыл в мастерской Айвазовского три летних месяца, наблюдая за работой мастера, его стилем и манерой письма. Вернувшись в Мариуполь, Архип нанялся ретушером к местному фотографу, а затем отправился в Одессу — крупный культурный центр с бурной художественной жизнью. Куинджи работал ретушером в Одессе, Таганроге и даже безуспешно пытался открыть собственный фотосалон.

Куинджи. Закат в степи

Куинджи. Закат в степи

В 1860 году Архип Куинджи перебрался из Одессы в Петербург и дважды пытался стать студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, однако стал вольным слушателем Академии художеств, благодаря представленной Совету Академии картине «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», была написана в Феодосии под влиянием полотен Айвазовского и по достоинству оценена Советом Академии. В эти же годы Куинджи познакомился с представителями движения художников-передвижников, и это знакомство с молодыми художниками дало толчок к расцвету творчества самого Архипа Ивановича.

Куинджи. Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Куинджи. Вид Исаакиевского собора при лунном освещении. 1869 г.

В 1869 году Куинджи предоставил на выставку свою картину «Рыбацкая хижина на берегу Азовского моря» и «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В этих картинах отчётливо чувствовалось увлечение молодого художника стилем и живописной манерой Ивана Айвазовского, стремление постичь азы академической школы.

Куинджи. После дождя

Куинджи. После дождя

Жизнь Куинджи в Санкт-Петербурге была поначалу крайне трудной, у него почти не было средств к существованию. Он устроился работать ретушером. Работа занимала все дни, только вечерние часы оставались для занятий живописью и встреч с друзьями-единомышленниками. Уже тогда Куинджи привлёк внимание товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, глубоким знанием социальных проблем.

Архип Куинджи. Осенняя распутица

Архип Куинджи. Осенняя распутица

Произведение «Осенняя распутица» наполнено болью и состраданием к тяжёлой доле бедняков. По раскисшей от дождя дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим хижинам, с трудом плетется женщина с ребёнком.

 Куинджи. Ладожское озеро

Куинджи. Ладожское озеро

Куинджи начал чувствовать гармонию мягких красок северного пейзажа и на некоторое время полностью отдался новым впечатлениям. Источником вдохновения живописца стал остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. Там он нашёл сюжеты для своих будущих пейзажей. Озеро огромное, как море, с прозрачной водой, отполированные дождём и ветром гранитные валуны, могучие ели и сосны, тонкие стволы берёз, затянутое тучами небо, сквозь которое иногда проглядывает бледное северное солнце.

Архип Куинджи. На острове Валааме

Архип Куинджи. На острове Валааме

На Валааме Куинджи создал десятки этюдов и рисунков. А вернувшись в Петербург, написал два пейзажа: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Именно эти произведения привлекли внимание публики. Картину «На острове Валааме» приобрёл Павел Третьяков. Так, Куинджи занял видное место среди ведущих художников своего времени.

Архип Иванович Куинджи

Путешествие по миру

В 1873 году, после большого успеха валаамских пейзажей, Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь его лежал через Германию, в Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными коллекциями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле, Вене. Куинджи считал, что русская живопись стоит гораздо больше, чем знаменитые, но бессмысленные образцы парижского Салона.

Архип Куинджи. Степь

Архип Куинджи. Степь

Вернувшись в Россию из заграничной поездки в 1874 году, Куинджи начал работу над новым пейзажем «Забытая деревня». К четвертой передвижной выставке 1875 года Куинджи подготовил три произведения — «Степь» и «Степь весной».

Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе

Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе

После картины «Чумацкого тракта в Мариуполе» Куинджи перевернул страницу своей творческой жизни и начал писать пейзажи с идеальными образами, полными гармонии и красоты. Картины «Степь» и «Степь весной» уже лишены пессимистического подтекста, полны света и воздуха. Они были восторженно встречены гостями выставки.

Куинджи стал известным пейзажистом, признанным и критикой, и публикой, присоединился к Передвижникам, женился на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе ещё в юности.

Архип Куинджи. Украинская ночь

Архип Куинджи. Украинская ночь

В 1876 году на пятой передвижной выставке Куинджи показал картину «Украинская ночь», которая буквально всех ошеломила. Гости увидели мир, полный блаженства, красоты и покоя.
С картины «Украинская ночь» начинается зрелый периода творчества Куинджи. Определяется и его художественный метод. Он отказывается от выписывания, детализации, обобщает предмет, делая главным цветовой акцент в композиции. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Куинджи. Красный закат

Куинджи. Красный закат

На шестой передвижной выставке в 1878 году Куинджи представил два пейзажа — «Вечер» и «Закат в лесу», вызвавший бурю критики.

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

В 1882 году Куинджи исполнил несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», написал близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создал пейзаж «Радуга», напоминающий картину «После дождя». Однако, ни одна из этих работ не пользовалась такой популярностью, как знаменитые пейзажи 1881 года.
Художник испытал творческий кризис и решил закрыть двери своей мастерской почти на тринадцать лет.

Куинджи. Березовая роща

Куинджи. Березовая роща

Архип Иванович Куинджи вернулся в Крым уже известным художником, сформировавшим и явившим миру свой стиль и свое мастерство. Общественность уже знакома с его знаменитыми полотнами «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «После дождя».
В Крыму Куинджи ни дня не проводил, не взявшись за карандаш или кисть, много работал, однако никому не показывал свои наброски. Зрители смогли увидеть их только после смерти художника. Всего сохранилось около пятисот эскизов, которые Куинджи никому не показывал.

Архип Куинджи. Вечер на Украине

В 1885 году близ посёлка Кикенеиз (Оползневое) художник купил земельный надел в 245 десятин, где жил со своей женой буквально в шалаше. Со временем затворничество Куинджи закончилось, на участке появился забавный разборной   дом, куда начали прибывать ученики Архипа Ивановича для проведения летней практики в окружение великолепных крымских скал и Чёрного моря.

В Книге В.С. Манина «Куинджи» читаем: «В 1895 году Куинджи, снабдив учеников деньгами, отправил их на этюды в своё крымское имение, где устроил своеобразную “академическую дачу»»

Позднее Куинджи приобрёл ещё несколько участков земли близ Симеиза, Алупки, Кацивели.

Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду

Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду

В Крыму мастер возобновил работу над картинами, и после почти 20 лет творческого молчания организовал выставку своих полотен. Среди них – «Христос в Гефсиманском саду». Сейчас эта картина является частью собрания Воронцовского дворца-музея и выставляется в Шуваловском корпусе.

Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье

Жизнь и творчество художника были связаны с самыми живописными местами Крыма — Мшаткой, Мухалаткой, Алупкой, Кикенеизом.… Среди его учеников были Николай Рерих, Константин Богаевский, Аркадий Рылов. А мастерски переданная Архипом Куинджи игра света – солнечного и лунного – по сей день остаются неповторимым образцом художественной техники.

Архип Иванович Куинджи. Художник Крамской

Архип Иванович Куинджи. Художник Крамской

В 1909 году у Куинджи начала развиваться тяжёлая болезнь сердца. По злой иронии судьбы именно в любимом Крыму в 1910 году Архип Иванович заболел воспалением легких — простудился во время одной из поездок в имение в Феодосию. Супруга творца перевезла Архипа Ивановича в столицу, ближе к светилам медицины, но они оказались бессильны. Время было упущено, лёгочная болезнь прогрессировала, а заболевание сердца только сократило шансы на благоприятный исход.

Архип Иванович Куинджи ушёл из жизни 11 (24) июля 1910 года и нашёл упокоение на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org