Архитектор Адам Генрих — создатель архитектурного облика Евпатории в стиле модерн. Генрих стал первым и единственным в истории нашего города главным архитектором, занимавшим этот пост в Евпатории четверть века. Под его руководством наш приморский городок обрёл незабываемый облик, и сохранил по сей день легко угадываемый архитектурный стиль модерн конца ХIХ — начала ХХ века.
Адам Генрих, дворянин по происхождению, родился 18 (30) ноября 1869 года, предположительно, в губернском городе Калиш, Царство Польское, Российской империи. Выпускник Лодзинского высшего ремесленного училища, Адам Генрих закончил Институт гражданских инженеров императора Николая I в Санкт-Петербурге. До переезда в Крым Генрих работал в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел России, затем в течение четверти века служил главным архитектором Евпатории.
ГЕНРИХ АДАМ. Инженер-архитектор. Родился 30.11.1869 в Варте Серадзского повята. Сын Людвика и Фелиции, урождённой Тыменецкой. Женился 15.10.1895 на Ванде Карской. Окончил гимназию в Калише, Высшее ремесленное училище в Лодзи (1888), Институт гражданских инженеров в Петербурге (1894) с дипломом 1-й степени и серебряной медалью. В 1894-1918 годах городской архитектор в Евпатории (Крым), где был среди прочего: председателем Общества помощи жертвам войны, организатором и председателем Польского Дома, председателем Польского общества благотворительности, председателем комитета по строительству католического костёла, руководителем группы эмигрантов по переезду в Польшу. В 1919 вступил в Войско Польское. С 1925 полковник в отставке. Выполнил около 2000 зданий и храмов разных конфессий в России. Получил 7 конкурсных наград. Адрес: Варшава, ул. Коперника, 12, кв. 16. Тел. 2-12-66.
Осенью этого года исполнится 150 лет со дня рождения создателя архитектурных жемчужин, без которых Евпаторию представить невозможно, будь то Дача Гилеловича «Мавританка», ныне здание краеведческого музея или дом Овчинникова (в 1908г.), ныне здание городской администрации. Имя главного архитектора города возвращается из забвения спустя ровно сто лет. Известно, что в 1919 году в Евпатории горожане и власти города торжественно отмечали 25 лет служения Адама Генриха в должности главного архитектора. В связи с юбилейной датой местное самоуправление постановило «выразить Городскому Архитектору Адаму Людвиговичу Генриху за его 25-летнюю безупречную и в высокой степени полезную деятельность на пользу города благодарность от имени Городской Думы», и городской голова Борис Сарач «с истинным почтением и уважением» поздравил Адама Генриха от имени всех жителей Евпатории.
Архитектор Адам Генрих несколько раз избирался гласным евпаторийской городской думы, и занимал эту должность вплоть до её последнего созыва, и досрочных выборов в августе 1917 года.
Исследовательница жизни и творчества архитектора Генриха Виктория Струнина рассказывает о том, что он был членом городских комиссий: строительной, курортной, автомобильной и плановой, присутствия по квартирному налогу, входил в состав попечительского совета женской гимназии, являлся членом правления существовавшего в Евпатории филиала благотворительного Императорского человеколюбивого общества.
За двадцать пять лет службы Адама Генриха на посту главного архитектора Евпатории, менялись гласные городской думы, члены управы, главой города становились — Николай Мамуна, Семён Дуван, Абрам Нейман, Моисей Ефет, Павел Иванов, Борис Сарач.
Современная Евпатория, особенно в исторической её части, ныне немыслима без принятых тогда Генрихом градостроительных решений, рассчитанных на долгую перспективу. Он застроил типичными для конца ХIХ — начала ХХ века зданиями в стиле модерн почти всю улицу Дувановскую, часть улиц Караева (Морская) и Революции (Лазаревская).
По проектам Генриха были возведены гостиницы, банки, гимназии, синематографы, элегантные дачи, доходные дома, административные и культовые здания, большинство которых в настоящее время являются архитектурными объектами культурного наследия регионального значения.
Под наблюдением главного архитектора приобретали новые черты городские набережные и возводился Дачный район, в период с 1890 по 1894 год были распределены участки для разведения садов. По новому плану города, составленному Генрихом, Евпатория развивалась почти весь ХХ век.
В Евпатории архитектурный стиль модерн, приверженцем которого был Генрих, отличается роскошной эклектичной смесью самых разнообразных комбинаций. В нашем городе можно встретить здания с псевдорусскими мотивами, модерн с элементами античного стиля и декора, даже постройки с элементами мавританской экзотики.
Воплощением истинного вдохновения архитектора Генриха стал его собственный дом (улица Кирова, 9) , построенный в 1908—1910 годах. Называемый в народе «египетским», дом архитектора демонстрирует великолепную гармонию единого архитектурного и художественного замысла.
Историк Владимир Кропотов утверждает, что до нашего времени в Евпатории сохранилось около двадцати зданий, достоверно спроектированных Генрихом.
В том числе здание отделения Петербургского банка, где в недавнее время располагался ресторан «Санкт-Петербург», здание синагоги, городской театр, возведенный по проекту созданному совместно с архитектором Павлом Сеферовым.
На рубеже XIX и XX веков по проекту архитектора Адама Генриха в Евпатории была построена греческая церковь, гимназическая церковь (ныне ТЮЗ «Золотой ключик»), католический костёл, две синагоги и три мечети.
По признанию Владимира Кропотова, в отношении некоторых зданий Евпатории, построенных в конце ХIХ — начала ХХ века мнения экспертов колеблются. При отсутствии документальных свидетельств одни эксперты, например, склонны полагать, что здание гостиницы «Бо-Риваж» (в недавнем прошлом пансионат «Орбита») создано по проекту архитектора Генриха, а другие — приписывают авторство Павлу Сеферову.
Казалось бы, речь идёт об объектах, украсивших город не тысячу и даже не двести лет назад, однако документальных подтверждений авторства Генриха, увы, нет. Как нет пока никаких подлинных свидетельств о жизни архитектора Генриха после 1919 года.
« В 20-х годах прошлого века имя Адама Генриха уже не упоминается в Евпатории. Есть сведения, что он эмигрировал за границу, по одной версии, Генрих уехал на родину в Польшу. По другой версии, он уехал сначала в Польшу, а оттуда — во Францию», — отметил Кропотов.
«Генрих работал быстро, с фантастической скоростью, — рассказывает историк. — Было желание в городе построить большую гимназию по типу Ришельевской в Одессе. Задание было дано Генриху перед Первой мировой войной. Гимназия должна была разместиться на территории нынешнего парка имени Ленина. Там тогда не было ни парка, ни строений — большой квартал. Так он создал этот проект: три этажа, с помещениями для занятий спортом, домовая церковь, здание для проживания педагогического коллектива, колоссальный комплекс — и всего за три месяца!»
В ноябре 1919 году, желая, по словам самого архитектора, «при первой же возможности вырваться из большевистского хаоса», он покинул Крым и отправился в Польшу. В 1920 году он вступил в польскую армию вольнонаемным в должности инженера, в 1924 году стал кадровым офицером в чине подполковника польской армии. А год спустя полковник Адам Генрих ушёл в отставку в связи с достижением пенсионного возраста.
В Польше Генрих, такое же как и в России, оставил богатое архитектурное наследие. Сегодня здания в стиле модерн, созданные талантливым зодчим, украшают Варшаву. Последние годы жизни архитектор проживал в Гродзиске-Мазовецком, где на территории им же отреставрированного костёла обрёл вечный покой в 1944 году.