21 марта — день весеннего равноденствия, то есть День равен Ночи. Долгота Дня весеннего равноденствия — 12 часов 14 минут. Восход солнца — 06.31. Заход солнца — 18.45.
Перед вами звёздное небо весной. Солнце в день весеннего равноденствия находится в точке пересечения эклиптики с небесным экватором. Весеннее равноденствие наступает, когда Солнце переходит из Южного полушария небесной сферы в Северное полушарие.
В Южном полушарии Земли наступает астрономическая осень, а в Северном — астрономическая весна, которая продолжается до дня летнего солнцестояния, которое будет 21 июня.
21 марта отмечается не только День Весеннего равноденствия, но и День Земли, Международный день леса, Всемирный день поэзии, Международный день театра кукол.
Предки славян отмечали Новый год именно в этот день – в День весеннего равноденствия по астрономическому солнечному календарю.
Древние племена поклонялись могущественным силам природы – солнцу, огню, воде, ветру, грому, и обожествляли их в образах богов. Наблюдая в марте противостояние сил природы, народы в древности совершали магические языческие обряды для того, чтобы помочь Солнцу и весне победить холод и зиму, и воспевали подвиги богов победивших зиму, холод и тьму.
В древних текстах Риг-Веды (2500 г. до н.э.), сохранилось 250 гимнов, повествующих о борьбе покровителя Земли (Prthivi) Индры, который живёт в облаках вокруг горы Меру, в Небесном царстве Сваргалока (Swargaloka) или Сварга. Известно, что Сварог — древнерусский бог Неба, света и Солнца. Солнечное божество Индра, ездил по небу в золотой колеснице, запряжённой белыми конями. (Риг-Веда. 3.3.3). Солнце – глаз Бога Индры, а его брат-близнец , бог Агни (PB VI 59,2). Живой силой Огня и Света Индра убивает силы тьмы — Даса (dāsa), сражается с трёхглавым змеем Вритрой, освобождает Зарю (свет, рассвет) и священных коров-воды (скованные льдом реки, весенние дожди) из тёмной, морозной пещеры великана Вала. Освобождённые от мороза вешние воды, оттаивают, питают Землю, и она расцветает весной.
Многие народы Земли сохранили день весеннего равноденствия, как календарный праздник прихода Весны в день вхождения Солнца в созвездие Овна.
Праздник встречи весны, на фарси Навруз – «новый день», уходит своими корнями в традиции древних земледельцев Центральной Азии и Ближнего Востока. Международный день Навруз стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. Навруз стал одним из любимых праздников персидского и тюркского народов. Живущие в СНГ мусульманские народы — татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и другие заимствовали этот праздник у древних иранцев, жителей Средней Азии узбеков персидского происхождения.
В древних персидских сказаниях день весеннего равноденствия отмечается, как день победы божественного света над силами зла и мрака. Праздник сопровождался языческими обрядами зороастризма в Персии во время правления династии Ахеменидов (550 год до н. э. — 330 год до н. э.). В мифологии персидских племен Авесте пересказаны гимны Риг-веды, в них говорится и о крылатых конях, трехглавом змее, волшебной птице саена и т.д. В мифологии и фольклоре древних персидских племён использовались зооморфные образы.
Лев был символом солнца, а сцена терзания львом коня, оленя, козла или барана представляла собой победу весны в день весеннего равноденствия. В дни весеннего и осеннего равноденствия в больших котлах варили мясо жертвенного копытного животного, посвященного солнцу. Традиционное совместное поедание жертвы считалось гарантией всеобщего благополучия и получения живительной силы.
Котёл наделялся магическими свойствами и считался священным. В наши дни в Таджикистане на Памире (священная гора Меру) сохранился культ священного котла.
Для праздника Навруз проращивают зерно, как символ обновления и зарождение новой жизни, и украшают праздничный стол зелёными ростками, зажигают свечи, по числу домочадцев. В Навруз хозяйки готовят праздничные угощения сладкую пахлаву, узбекский сумаляк, из пророщенных ростков пшеницы, этим блюдом поминают умерших. Навруз символизирует наступление первого месяца полевых работ, по традиции первую горсть посевных семян с молитвами бросали на могилы предков.
В Навруз крымские татары готовят белую халву, пекут мясной пирог кубете, а также калакай — каравай, круглый хлеб, олицетворяющий Солнце. В день Навруза крымские татары готовят куриный суп с лапшой.
Вечером в Навруз было принято зажигать костры, в знак поклонения священному огню. На кострах сжигали старые вещи, а потом мужчины и мальчики прыгали через костёр, чтобы очистить себя огнём. Мальчишки делали маски и костюмы козы и шли колядовать, получая в награду сладости. В ночь перед Наврузом девушки гадали на суженого.
Упоминание праздника Навруз встречается в произведениях классической восточной поэзии Омара Хайяма — «Наврузнома», Аль Бируни — «Наследие древних народов», в стихах Ашик Омера и многих других поэтов.
30 сентября 2009 года праздник Навруз был объявлен ЮНЕСКО Международным днём.
Все созвездия, которые вы видите на картинках, можно увидеть в ВЕСЕННЕМ небе.