Барк «Седов» отметил 100-летие

седов--яхта

14 февраля 1921 года, ровно 100 лет назад, в городе Киле (Германия) состоялась торжественная церемония спуска на воду четырёхмачтового барка, получившего имя по имени жены основателя и владельца судоходной компании «Магдалена Виннен» («Magdalene Vinnen II»). Его заказчик — немецкий судовладелец Фридрих Адольф Виннен — предполагал, что «Магдалена Виннен» будет ходить на линиях, соединяющих порты северной и западной Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.

Первоначально барк эксплуатировался на южно-американской и австралийской линиях, но вскоре наступили 30-е годы ХХ века с их мировым экономическим кризисом. Большое число судов тогда оказалось на приколе в различных портах, а их команды пополнили очереди на бирже труда. Компания Виннена продала несколько своих парусников по бросовым ценам.

 

В 1936 г. наступил черед и «Магдалены Виннен», барк был продан компании «Северо-немецкий Ллойд» («Норддойчер Ллойд»), пользовавшейся государственными дотациями. Барк был переименован новым хозяином в «Коммодор Енсен» («Kommodore Johnsen»), его перестроили, превратив в учебное судно. На барке были оборудованы: две надстройки, соединив общей палубой спардек и ют. Благодаря этому удалось выгородить помещение вначале для 60, а позже и для 100 матросов практикантов. Появились подвесные койки, обеденные столы и банки, цистерна питьевой воды на 40 тонн, санузлы. Ради рентабельности трюмы всё же сохранили для перевозки грузов.

После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов.

Крузенштерн-

В порядке компенсации за парусные суда, утраченные в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)  Советский Союз получил в 1945 году от Германии в качестве репарации четырехмачтовый барк «Падуя» (водоизмещение 3257 тонн), переименованный в «Крузенштерн», барк «Горх Фок» (водоизмещение 1392 тонн), его новое имя «Товарищ-ІІ». 

11 января 1946 г. — четырехмачтовый барк «Коммодор Енсен», перешёл во владение СССР и получило имя «Седов», в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914).

Начинается его восстановление и служба под флагом ВМФ СССР.

седов- в севастополе

Четырехмачтовый барк «Седов» — один из крупнейших в мире парусных учебных судов.

Принявший командование кораблем Петр Сергеевич Митрофанов формулирует и активно пропагандирует идею безусловной полезности и важности учебных плаваний под парусами в деле воспитания моряка индустриального века.

Первое плавание под флагом СССР барк «Седов» совершил в июне 1952 года. В 1956 году четырехмачтовый барк прошёл переоборудование. До 1966 года «Седов» принадлежал Военно-морскому флоту СССР, после — Министерству рыбного хозяйства.

1957 г. — продолжая оставаться в ранге учебного парусника, «Седов» принимает участие в работах по плану III Международного геофизического года. Научный руководитель похода — академик В.В.Шулейкин. Специалисты потрясены возможностями парусника как «бесшумной платформы», носителя аппаратуры для акустических измерений.

1966 г. — судно переходит в ведение Министерства рыбного хозяйства. Объективно возможности содержать судно на достойном материально-техническом уровне сокращаются.

Конец шестидесятых годов —бесславная стоянка «ветшающего» судна в Риге, Латвийское производственное объединение рыбной промышленности («Латрыбпром»). Экипаж барка, слишком легко свыкшийся с надвигающейся перспективой сдачи парусника на слом, ведёт себя соответствующим образом.

седов-0

С 1975 по 1981 год вместе с капитальным ремонтом четырехмачтовый барк прошёл модернизацию.

Семидесятые годы — инициативная группа ветеранов «Седова» добивается возвращения судна из Риги в Ленинград. Капитан Петр Сергеевич Митрофанов и сменивший его Владимир Тимофеевич Роев делают все возможное для восстановления парусника. После ремонта, проведенного во многом в режиме «народной стройки», судно приобретает былое величие.

Лето 1981 г. — успешное окончание ремонта. Для судна начинается этап «новейшей истории». Как вспоминал капитан парусника В. Т. Роев: «От старого судна остались только воспоминания, корпус, рангоут да водонепроницаемые переборки». «Седов» занимает, наконец, подобающее ему достойное место в мировом сообществе учебно-парусных судов-толшипов. Капитаном «Седова» становится А. Б. Перевозчиков. Парусник-гигант по-настоящему открывает себя миру.

С 1981 по 1991 год портом приписки парусника была Ленинград. Барк «Седов» служил учебным судном Балтийскому отряду учебных судов ВРПО Запрыба МРХ СССР .

Ещё до распада СССР летом-осенью 1991 года парусник «Седов» был переведён в российский порт, приписан к Мурманскому государственному техническому университету. А второй по величине парусник «Крузенштерн» был приписан к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (г. Калининград).

В 1991 году в парусной регате «Cutty Sark» Tall Ships’ Races 70-летний парусник «Седов» занял первое место. В 1995 году барк «Седов» ещё раз занял первое место в парусной регате «Cutty Sark» Tall Ships’ Races.

1991-Sedov_England_is_a_prize

В 1996 году проходили настоящие торжества в немецком городе Киле по случаю 75-летия парусника. На борту нашего крупнейшего в мире парусного судна перебывало множество гостей: капитаны-ветераны и действующие капитаны-парусники, представители «СТА». На борту «Седова» были немцы, голландцы, финны, шведы.

В 2000 году в связи с долгами (СССР) российского правительства швейцарская компания Noga добилась ареста «Седова», пришедшего на международное шоу во французский Брест. Однако адвокат Мишель Куимбер доказал французскому суду, что парусник нельзя назвать правительственной собственностью, так как корабль находится на балансе Мурманского технического университета. Незаконный арест парусника стал причиной отказа Владимира Путина встретиться с президентом Жаком Шираком во время саммита «Большой восьмёрки».

В 2010 году барк «Седов» посетил Голландию, Исландию и другие европейские государства.

седов-

В 2011 году парусник «Седов» отметил своё девяностолетие. В 2012 году «Седов» отправился в своё первое кругосветное плавание продолжительностью более 13 месяцев. 20 июля 2013 года кругосветное плавание завершилось там же, где и началось более года назад, — на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

В 2015 году парусник «Седов» совершил экспедицию, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посещая разные порты Европы.

В апреле 2017 года барк «Седов» был передан от Мурманского государственного технического университета Калининградскому государственному техническому университету.
Барк «Седов» абсолютный чемпион. Вручение призов. Великобритания, г. Белфаст 1991 г.седов---

В 2019-2020 г.г. барк «Седов» участвовал в Антарктической экспедиции.

В августе-сентябре 2020 года барк «Седов» прошёл по Северному морскому пути. Паруса новые, рангоут — крепок, на мачтах, о рангоуте «манновская» сталь, на наружной обшивке «крупповская» сталь. В 1994 году на поясе переменной ватерлинии немцы мерили толщину,  за 74 года плавания только 10% потерь толщины. Судно полностью мореходно.

нахимов-

Капитаны парусника «Седов»

П. С. Митрофанов 1948-58, 1969-74 гг.
В. Нечаев 1960—1966
В. Т. Роев 1974—1981
Алексей Борисович Перевозчиков 1981−1996
В. И. Алексеев
Дайнис Оскарович Цауне — 1987-1988 гг.
Виктор Михайлович Мишенев — 1987-2006 гг..
Дмитрий Борисович Поляков — 2000
Максим Николаевич Родионов — 2006—2014
Николай Кузьмич Зорченко — 2011—2014
Виктор Юрьевич Николин — 2014-2017
Евгений Николаевич Ромашкин — с 2017 до настоящего времени.

Парусник «Седов» давно уже перестал быть просто чьей-то собственностью, несмотря на порт приписки и на баланс. Чем дальше, тем в большей степени барк «Седов» становится живым, успешно работающим памятником мировой истории — истории техники и мореплавания. В этом смысле он принадлежит не какой-то организации и даже не стране, но — всему Человечеству!

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org