Дом-музей Антона Павловича Чехова в Ялте – всемирно известная «Белая дача» отпраздновала вековой юбилей 9 апреля.
«Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и связаны с подлинной народной любовью, – дом Чехова в Ялте, дом Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина в Святых Горах и могила Лермонтова в Тарханах. В этих местах – наше сердце, наши надежды; в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни».
Константин Паустовский .
Столь любимый Чеховым дом в Ялте, на Ауткинском пригорке — был «центром притяжения» для многих деятелей русской культуры, излюбленным местом их творческих встреч.
Стены «Белой дачи» помнят Федора Шаляпина и Исаака Левитана, Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, Александра Куприна и Ивана Бунина.
Ялтинский период в жизни Чехова совпал с триумфальным успехом «Чайки» в новой постановке МХАТа. На «Белой даче» были написаны многие известные произведения Чехова: пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад»; повесть «В овраге»; рассказы «Архиерей», «Новая дача» «Душечка», «На святках», «Невеста» и «Дама с собачкой».
За ним всюду следовала армия фанаток. В 1898 году Чехов перебрался в Ялту, многие его поклонницы последовали за ним в Крым. Как писали газеты, дамы буквально носились за писателем по набережным, лишь бы почаще видеть своего кумира, «изучали его костюм, походку, и старались чем-нибудь привлечь его внимание». Девушек за такую преданность местная светская хроника метко окрестила «антоновками».
«Теперь у меня четыре квартиры; нужно будет в каждой завести по супруге, чтобы потом они после моей смерти все съехались в Ялте и передрались бы на набережной».
Антон Чехов, письма, 1899 г.
В Ялте Чехов не только писал, но и трудился как врач. Если бы Чехов жил сейчас, он наверняка работал бы в «красной зоне» — там, где труднее всего. К предположению ведут многие факты из его жизни. Известно, что во время эпидемии холеры в России он работал земским врачом, обслуживал 25 деревень, открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами.
В Крыму, будучи сам болен туберкулёзом, работал в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту почти без денег только потому, что были наслышаны о Чехове, который помогает устроиться всем просителям.
Чехов был не только писателем, не только врачом, но и садоводом. «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» — мечтал классик, разбивший замечательный сад у себя на «Белой даче» .
В последний раз Чехов ночевал в своём ялтинском доме 30 апреля 1904 года.
На следующий день он уехал для врачебных консультаций в Москву, а оттуда он отправился на немецкий курорт Баденвейлер, где и умер 2 июля 1904 года .
Юридически «Белая дача» обрела музейный статус 9 апреля 1921 года.
В этот день председатель Ялтинского ревкома, бывший учитель Михаил Шабулин выдал Марии Чеховой охранную грамоту, в которой говорилось:
«Ввиду исключительного внимания российского пролетариата к трудам и литературным заслугам умершего писателя Антона Павловича Чехова, дачу его на Аутской улице взять под своё наблюдение в целях полной сохранности и неприкосновенности внутреннего размещения обстановки, в которой писатель провёл свои последние года».
Актёр Алексей Баталов рассказывал, как во время съёмок фильма «Дама с собачкой», в котором он играл главную роль, пригласили для консультации каких-то старушек. Одна из них сказала режиссеру Иосифу Хейфицу, что Баталов при ходьбе косолапит, а это, мол, русскому интеллигенту не к лицу. С этого дня режиссер следил за походкой артиста, всё время одергивал его. Баталова это нервировало.
Приехали в Ялту на натурные съёмки и встретились с глубоким стариком, который в молодости был лодочником и возил самого Чехова. Увидел он на съемочной площадке Алексея Баталова, заулыбался и говорит Хейфицу:
— Шляпа-то у него точно как у Чехова.
А когда Баталов пошел, лодочник закричал радостно:
— И косолапит, как Антон Палыч!
Баталов ликовал.
Фильм «Дама с собачкой» получил несколько престижных премий: на Международном кинофестивале в Каннах в 1960 г. Ия Саввина была удостоена специальной премии, а режиссеру Хейфицу достался Приз лучшей национальной программе «За гуманизм и исключительные художественные качества», в 1960 году в Лондоне Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру, а в 1961 г. Британская киноакадемия присудила «Даме с собачкой» диплом «За изобразительное решение фильма». Федерико Феллини признавался, что пересматривал «Даму с собачкой» несколько раз, Марчелло Мастроянни говорил, что счел бы за честь сыграть в таком фильме.
А в 2004 г. во время Международного телекинофорума в Ялте на набережной открыли памятник Чехову и его знаменитой героине – Даме с собачкой.