Диодор Сицилийский в I веке до н.э. сообщает, что именно Анахарсис возглавлял посольство философов к лидийскому царю Крезу, который славился своими несметными богатствами. Анахарсис и его товарищи-философы Биант, Солон и фракиец Питтак были в составе посольства к царю Крёзу, который приветствовал мудрецов на пирах и одаривал их особыми почестями и вниманием.
В послании к царю Лидии Крёзу скиф Анахарсис писал: «Царь лидян! Я приехал в эллинскую землю, чтобы научиться здешним нравам и обычаям; золота мне не нужно, довольно мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был. И вот я еду в Сарды, ибо знакомство с тобою значит для меня весьма многое» .
Не удивительно, что царь Крёз первым избрал для беседы именно скифа Анахарсиса.
— Какое же из живых существ храбрейшее? — спросил Крёз, ожидая услышать в ответ возвеличивания власть имущих.
— Самое дикое, — ответил скиф, — ибо только оно мужественно умирает за свою свободу.
— А какое из существо справедливейшее? – продолжал спрашивать царь.
— Самое дикое, — повторил скиф. — Только оно живёт по природе, а не по законам: природа есть создание божие, а законы — установления человека. Справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком.
— Так не зверь ли самое мудрейшее существо?! – не унимался Крёз.
— Мудрейшее, — согласился Анахарсис. — Предпочтение Истины природной истине закона проверяет всё живое на мудрость.
Крёз посчитал такие ответы результатом северного «звероподобного воспитания» скифа.
Все высказывания Анахарсиса фактически стали основой принципов стоической философии, которая признаёт диктат Природы над разумом человека, сопротивляющегося богу и разрушающего Природу. И сегодня это важная экономическая и экологическая доктрина мироустройства и роли человека в мире природы.
Формула — «природа есть создание божие, а законы — установления человека» свидетельствует об увлечении Анахарсиса культом Матери Богов Кибелы, и о проведении таинств в честь «Богоматери» не в храмах, а на природных алтарях, в лесу, у реки, на природе, как это делали скифы в древности.
Анахарсис славил общественную собственность на землю и природные блага в Скифии, и это отмечалось во многих античных свидетельствах. Большие участки земли в Скифии можно было получить в личное пользование за победу на состязаниях во время крупных религиозных праздников, посвящённых скифской богине-материи Апи (поклонение чаше), богу-отцу Папаю (поклонение плугу и ярму), или богу войны Аресу, поклонение секире, или кинжалу Акинаку. Победитель в спортивных состязаниях в честь плуга, ярма, чаши или секиры, должен был «испить по-скифски» большую чарку доброго вина не разбавленного водой, и после этого он получал во владение столько земли, сколько объезжал за день на коне. Этот скифский обычай описан у Геродота. Древняя скифская традиция испытания хмельной чашей отражена и во многих русских былинах.
Идеи натурального хозяйства и коллективного владения природными богатствами тысячи лет почитались в Скифии.
Греческий историк и географ Страбон (63 г. до н.э. — 21 г. н.э.) писал о скифах и близких им фракийцах: «Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья, и даже жен и детей считают общими согласно с учением Платона» (ВДИ. 1947. № 4. С. 195).