Беседы скифа Анахарсиса и царём Крёзом.

 

Крёз-croesus

Диодор Сицилийский в I веке до н.э. сообщает, что именно Анахарсис возглавлял посольство философов к лидийскому царю Крезу, который славился своими несметными богатствами. Анахарсис и его товарищи-философы Биант, Солон и фракиец Питтак были в составе посольства к царю Крёзу, который приветствовал мудрецов на пирах и одаривал их особыми почестями и вниманием.

В послании к царю Лидии Крёзу скиф Анахарсис писал: «Царь лидян! Я приехал в эллинскую землю, чтобы научиться здешним нравам и обычаям; золота мне не нужно, довольно мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был. И вот я еду в Сарды, ибо знакомство с тобою значит для меня весьма многое» .

Крёз-krezus

Не удивительно, что царь Крёз первым избрал для беседы именно скифа Анахарсиса.
Какое же из живых существ храбрейшее? — спросил Крёз, ожидая услышать в ответ возвеличивания власть имущих.
Самое дикое, — ответил скиф, — ибо только оно мужественно умирает за свою свободу.
А какое из существо справедливейшее? – продолжал спрашивать царь.
Самое дикое, — повторил скиф. — Только оно живёт по природе, а не по законам: природа есть создание божие, а законы — установления человека. Справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком.
Так не зверь ли самое мудрейшее существо?! – не унимался Крёз.
Мудрейшее, — согласился Анахарсис. — Предпочтение Истины природной истине закона проверяет всё живое на мудрость.
Крёз посчитал такие ответы результатом северного «звероподобного воспитания» скифа.

1золотая пектораль-Толстая могила- славянские лица скифов

Все высказывания Анахарсиса фактически стали основой принципов стоической философии, которая признаёт диктат Природы над разумом человека, сопротивляющегося богу и разрушающего Природу. И сегодня это важная экономическая и экологическая доктрина мироустройства и роли человека в мире природы.
Формула — «природа есть создание божие, а законы — установления человека» свидетельствует об увлечении Анахарсиса культом Матери Богов Кибелы, и о проведении таинств в честь «Богоматери» не в храмах, а на природных алтарях, в лесу, у реки, на природе, как это делали скифы в древности.

Анахарсис славил общественную собственность на землю и природные блага в Скифии, и это отмечалось во многих античных свидетельствах. Большие участки земли в Скифии можно было получить в личное пользование за победу на состязаниях во время крупных религиозных праздников, посвящённых скифской богине-материи Апи (поклонение чаше), богу-отцу Папаю (поклонение плугу и ярму), или богу войны Аресу, поклонение секире, или кинжалу Акинаку. Победитель в спортивных состязаниях в честь плуга, ярма, чаши или секиры, должен был «испить по-скифски» большую чарку доброго вина не разбавленного водой, и после этого он получал во владение столько земли, сколько объезжал за день на коне. Этот скифский обычай описан у Геродота. Древняя скифская традиция испытания хмельной чашей отражена и во многих русских былинах.

Скифская царская пектораль из кургана Толстая могила, -Украина

Идеи натурального хозяйства и коллективного владения природными богатствами тысячи лет почитались в Скифии.
Греческий историк и географ Страбон (63 г. до н.э. — 21 г. н.э.) писал о скифах и близких им фракийцах: «Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья, и даже жен и детей считают общими согласно с учением Платона» (ВДИ. 1947. № 4. С. 195).

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org