Купцы с караванами товаров из Китая, Индии, Ирана шли по территории Татаро-монгольской империи на берега Черного (Великого) моря, где товары грузили на корабли и отправлялись на берега Средиземноморья. Караваны судов из Средиземноморских торговых портов отправлялись со своими товарами к факториям на берегах Чёрного моря (моря Русского), здесь производились торговые операции и товары перевозились дальше и караванным и речным путём.
Централизация власти на территории Татаро-монгольской империи и контроль и охрана торговых путей, которые шли от побережья Черного моря вглубь континента, делала эти магистральные торговые пути безопасными для купцов. В арабских, персидских и западных источниках говорится о безопасности торговли через Причерноморские фактории. В начале 14 века итальянец Франческо Балдуччи Пеголотти в своём трактате «Практика торговли» говорит о том, что можно совершенно безопасно двигаться по татарским дорогам. В Татаро-монгольской империи считалось страшным преступлением любое нападение на купцов, и на людей, шедших с купеческим караваном. Татарские ханы содержали войска, охраняющие караваны и жестоко карали разбойников, рискнувших напасть на купеческие караваны.
Торговые пути были безопасны, и товарообмен был огромен. Это была очень прибыльная и очень привлекательная торговля для обеих сторон. За безопасность торговли татарские ханы получали торговый процент, от прибыли по торговым операциям.
А какие порты Черного моря связывали берега Тавриды с татарской империей?
Крупными торговыми центрами в Крыму в эпоху средневековья стали Каффа (Феодосия), Корчев (Керчь), славянский Сураж (Солдайя, Судак), Сурожское море – название Азовского моря от Сурожской Руси и города Сурож (Судак). «Русским морем» называли «Азовское или северо-восточный угол Чёрного моря» [Рыбаков Б. А. Русские земли, с. 17]. Керченский пролив в 12 веке был известен географу Ал-Идриси, как река Русиййа (Русь).
В дельте Дона, на левом берегу одного из его притоков – город Тана, его более поздние названия – Асгард, Асгард на Танаквисе, Азак, Казак, Адзак, Казава, города Азов на Дону.
Отсюда, из древней Таны торговые пути шли, прежде всего, к Волге, к городу Хаджитархан (Астрахань), далее к столице Улуса Джучи – Сараю, затем в Среднюю Азию, где главными центрами торговли были Бухара, Самарканд, Ургенч и другие города, в Индию и Китай. Это был один «Шёлковый путь».
Вторая торговая дорога шла через порт Трапезунд, нынешний Трабзон, на анатолийском побережье Чёрного моря. Из Трапезунда товары везли в Тебриз или Тавриз, который находится между Ираном и Азербайджаном, а дальше от Тавриза торговый путь уже шел в центральные районы Ближнего Востока, современный Иран, Ирак, и Индию. Это были очень выгодные для торговли, безопасные, охраняемые торговые пути, но так было недолго.
В начале 14 века, Татаро-монгольская империя распадается на отдельные, враждующие друг с другом, Улусы. Междоусобные войны привели к ослаблению централизованной политической власти, и внесли нестабильность на торговых путях. В середине 14 века передвижение купеческих торговых караванов по торговым путям в Тавриду стало не безопасным.
В 1359 году умер хан Бердибек, последний из могущественных правителей Золотой Орды. Смута, начавшаяся после смерти хана Бердибека, в русских источниках называется «Великая замятня». Начались дестабилизация на торговых путях, разбойные нападения вооружённых отрядов на торговые караваны, грабежи и убийства купцов.
Обрушились полчища монголо-татарских войск беклярибека Мамая на русские земли, горели русские города, исчезали памятники культуры, архитектуры, древние рукописи, церковные архивы и документы. Для организации отпора врагу русские княжества объединились вокруг Москвы и выступили единым войском под предводительством московского великого князя Дмитрия Ивановича на поле Куликовом 8 сентября 1380 года, где и разгромили золотоордынское войско хана Мамая.