Весь мир в ожидании схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Первое письменное свидетельство о схождении Благодатного огня датировано IV веком, оно было сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.
Благодатный огонь, а в греческой и армянской традициях Святой Свет, — это огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую Субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба Света Истинного. А если Благодатный огонь не сойдёт?…
Каждый год миллионы верующих ждут схождения Благодатного огня. Однако летописи сохранили информацию о трёх случаях, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей. Считается, что в истории человечества было три таких случая. А ещё в прошлом, 2021 году, сетевые безбожники глумливо распространяли фейк о том, что из-за ковидной пандемии схождение Благодатного огня в Иерусалиме «перенесли на осень». Казалось бы, на подобные нелепицы можно бы было просто не обращать внимания, если бы не твёрдое убеждение многих верующих: если Благодатный огонь не сойдёт, это означает скорый конец света. Церковь опровергает это устойчивое мнение, но факт остаётся фактом: в годы, когда Благодатный огонь не сходил, происходили очень тревожные события.
Впервые это случилось в далёком 1099 году от Рождества Христова, спустя считанные десятилетия после того как римо-католики отпали от Православия.
Именно в 1099 году Святой град Иерусалим, до этого принадлежавший мусульманскому Фатимидскому халифату, был захвачен католиками-крестоносцами. Как ни парадоксально, но фатимиды вполне лояльно относились к православным христианам, католики же сразу начали попирать их права. Православным даже запретили входить в храм Гроба Господня, стали отбирать их имущество и святыни. Вот как об этом рассказывал английский историк Стивен Рансимен:
Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (так католики называли православных христиан. — Ред.) из принадлежавших им пределов в храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии.
Это подлинное богоборчество привело к тому, что в 1101 году в отобранном у православных храме Гроба Господня Благодатный огонь… не сошёл. В итоге король крестоносцев Балдуин I Иерусалимский принял единственно правильное решение: вернуть православным христианам их права, в том числе на совершение богослужений в Кувуклии храма Гроба Господня.
Второй случай связан с тем, что в 1579 году в Великую Субботу, как говорится, путём коррупционных интриг «особое право» совершать богослужение в Кувуклии получило армянское духовенство. Вот как описываются дальнейшие события этого дня, когда в храме Гроба Господня молилось армянское духовенство, православные же были вынуждены молиться у закрытых для них храмовых дверей:
Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из неё вышел Огонь и зажёг свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.
Эта рассечённая колонна сохранилась до наших дней и воспринимается православными христианами как одна из великих святынь храма Гроба Господня.
Что же касается третьего случая, то он произошёл относительно недавно, в 1923 году, и это было связано не с иерусалимскими событиями, а с начавшимися гонениями на Русскую Церковь. В этом году Святейший Патриарх Тихон пребывал под арестом, и большевики готовили над ним судилище с возможным смертным приговором. Этого не случилось, однако промыслительным образом то, что великий русский святитель не смог совершить Пасхальное богослужение, сказалось и на происходящем в Иерусалиме: Благодатный огонь не сошёл.
Приведённые примеры показывают: случаи «не схождения» Благодатного огня единичны, и каждый раз они были связаны с очень опасными для Православного мира событиями. Однако это не привело к концу света. То есть вывод один: подобные случаи — это предупреждение всем нам, что апокалиптические времена уже не за горами, и мы своими грехами их приближаем.
Но то, что сегодня происходит на Украине, — это не начало войны, а её завершение, ведь сегодня русское христолюбивое воинство одерживает победы над самыми настоящими неоязычниками и сатанистами.
Почему на католическую Пасху, которую празднуют всегда раньше православной, не ждут схождения Благодатного огня?
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Благодатный огонь сходит в храме Воскресения Христова в Иерусалиме только на православную Пасху и только в присутствии православных священнослужителей. Об отношении Римско-католической церкви к этому чуду приведу фрагменты исследования кандидата географических наук И. Н. Рубанова.
В силу исторических причин ни одной из христианских конфессий не приходилось так много писать о Благодатном огне и так основательно задумываться о сущности являемого, как Римско-Католической Церкви.
Представители Римской Церкви свидетельствовали о чуде Благодатного огня ещё на заре христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в.). Латинский монах Бернард (около 865 г.) пишет в своём итинерарии:
«В Святую субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поётся „Господи, помилуй!“ до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом».
Отпадение Римской кафедры от Вселенской Церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоёван крестоносцами и храм Гроба Господня перешёл под папский контроль. Церемония явления Святого света того времени подробно описывается в одном из самых авторитетных исторических документов средневековья — свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря тёплому приёму со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля Балдуина I.
В своих записях, наряду с критикой выдумок о Благодатном огне, он отмечает, как сами загорелись православные лампады, находящиеся у Гроба Господня:
«Благодатию же Божиею те три кандила (греческое, от монастыря Саввы Освященного и русское. — Ред.) возжглись… а фрязския (католиков-францисканцев. — Ред.) кандила повешены суть горе, а тех кандил ни едино не возгореся тогда».
В это время католики ещё принимали участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. Однако в пределы Кувуклии, где возгорался Огонь, никто из них до его появления не входил. Восточная Православная Церковь была представлена монахами монастыря Саввы Освященного, присутствие которых считалось обязательным.
Если отрицающие Христово Воскресение мусульмане пытались воспрепятствовать схождению святого огня, римский клир стремился избавиться от присутствия православных «еретиков» на нисхождении Святого огня, и вообще в принадлежавшем им ранее Храме Гроба Господня.
В 1187 г. последователи папства были изгнаны из Иерусалима и потеряли единоличный контроль над храмом Гроба Господня, а руководство Римской Церкви, похоже, сделало определённые выводы. В 1238 г. Папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного огня как чудотворного. Как пишет одна из католических исследовательниц вопроса Ольга Басий, «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, неизвестно, какие изменения произошли в понимании этого обряда, за исключением прекратившегося участия в нём местных католиков.
С этого момента и до XX века Благодатный огонь для Римской Церкви как бы перестал существовать, широкой общественности в этот период ничего о нём не было известно.
Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного огня, с сожалением отмечает:
«Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остаётся. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность Его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».
Паломник Лев Тихонов пишет:
«Я в Иерусалиме от местных православных жителей слышал, что огня и считает всё происходящее „фокусами восточных схизматиков“. Косвенное католики — единственная из „апостольских“ церквей… которая игнорирует схождение Благодатного огня подтверждение этому — прочитанный мною англоязычный францисканский путеводитель по Святой Земле, описывающий все археологические находки, все святыни и все обычаи вплоть до патриаршего крестного хода из Вифании в Неделю ваий. Точно так же в книжной лавке учёных-францисканцев, где он мною был куплен, обшаренной мною довольно капитально, ни в одном издании не упоминалось схождение Благодатного огня».
Тем не менее на протяжении ХII-ХХ вв. католики всё же присутствовали на литании Святого огня, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, они вместе с армяно-григорианами обыскивали Кувуклию и Патриарха.
Православные же упрекали представителей католицизма в том, что они являются единственной из представленных в Иерусалиме христианских конфессий, не признающей чудо Благодатного огня.
«В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».
Но всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось и в это время. До наших дней Огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками.
Таким образом в католицизме нет единства в отношении к Благодатному огню, но большая часть католиков относится к нему нейтрально или скептически.