Наиболее древние гимны «Риг-веды» существовали в устной форме около 3900 года до н. э., когда индуизм, как религия, ещё не сформировался. Тексты Риг-веды начали записывать в 2500 году до н. э. на ведическом санскрите. В те времена, Ведизм не был обще-индийской религией, а Ведическим богам Риг-веды поклонялись некоторые группы племён, говорящие на ведическом санскрите, языке ариев. Известно, что идеи ведизма и боги, со временем, вошли во многие религии мира — в индуизм, буддизм, христианство.
В самую раннюю эпоху своего существования священные гимны, посвящённые богам Риг-Веды не записывались, а заучивались наизусть, произносились вслух, именно, поэтому в древних текстах Риг-веды почитаются божества Речи и Слова — Сарасвати и Вак…
Сарасвати (др.-инд. Sаrasvati, «богатая водами»)в древнеиндийской мифологии (Риг-веды, 6,61,7) богиня древней реки ведийского семиречья, но реки этой больше не существует, она начала высыхать в начале IV тысячелетия до н. э. Вдоль русла Сарасвати было обнаружено 414 археологических стоянок, которые датируются IV или III тысячелетием до н. э. Это был период расцвета ведийской культуры в долине реки Сарасвати.
Как богиня реки и воды, Сарасвати была символом плодородия и процветания. Многоводная река Сарасвати очищает (PB I 3, 10), излечивает бога войны Индру, и дарит ему жизненную силу и бессмертие (X 30, 12), она помогает Индре победить врагов ариев — злых асуров (демонов) Вритры, который приносит засуху, тьму и хаос. (II 1, 11).
Река Сарасвати может дать пищу, напоить водой и молоком (I 164, 49; VI 61, 14). (ср. в др. русских сказках: «Молочная река, кисельные берега…», известная в русских народных сказках, как не существующая река).
На берегах реки Сарасвати зародилась самая ранняя письменность Индии, ей посвящены 3 гимна в Риг-веде. Богиню реки Сарасвати считают богиней красноречия и мудрости, называют создательницей санскрита и алфавита деванагари, покровительницей искусств и наук. Часто человеческую речь связывают с потом реки — «А, как речь-то говорит, словно, реченька журчит…», — читаем мы у А.С. Пушкина. Сарасвати символизирует интеллект, сознание и космические знания.
В индуизме Сарасвати является богиней знания, мудрость, науку, всех искусств – классической музыки, живописи, танца и литературы и богиней Священной Речи (I 3, 10-11), которой пользовались во время богослужений ведическим богам Риг-веды.
Богиня Сарасвати покровительствует певцам гимнов Риг-веды (VI 49, 7; VII 95, 5) и поэтам (риши), пишущим священные поэтические гимны (I 3, 12; II 3, 8).
На санскрите Риг-Веды: Го — go – речь духовная, (родственные слова в рус. яз.: ГОвор, ГОворить…). Корень «гу» также означает «говорить» и «корова», так «Гава» – gava – говор, говорить и «корова». Гава Говед, говядо – govjado — «ГОвядина» — то, что произведено коровой. Гавати — Gavati — говорить. В ведической традиции корова говорящее священное животное напрямую связано с богиней Вак – речью, упоминается во многих стихах Риг-веды. (родственные слова в рус. яз.: говор, говорить, оговорить, за-, до, с-, у-, при-, …)
Её просят спуститься с неба (Сварга), с божественной горы Меру, и принять участие в жертвоприношении богам.
Сарасвати – сакральное (священное, тайное) название современной реки Инд, которая течёт с гор к морю (VI 61, 2; VII 95, 2) в северо-западной Индии, она упоминается, как великая дочь реки Синдху, она полноводнее Сараю и течёт. Сарасвати — мать всех горных потоков (VII 36, 6); лучшая из матерей, рек и богинь (II 41, 16); у неё семь сестёр (VI 61, 10, 12); она течёт рядом с реками Ганг, Ямуна, Шутудри, Парушни и другими реками Индии. Сарасвати заполняет собою воздушное и небесное пространство (VI 61, 10-12; X 65, 1, 2), она жена героя Сарасвата («освежающий дождь», ср. III 4, 8). Сарасвати родила сына Диво-дасу (PB VI 61, 1).
В более поздний период продолжается мифотворчество, в ведах (но не в Риг-веде) появляются новые боги и герои индуизма. Изменяется облик богини Сарасвати, у неё появляются новые свойства и новые сюжетные связи. В поздней ведийской литературе черты сияющей белизной богини Сарасвати смешиваются с новыми божествами – Лакшми(др.-инд. Laksmi, «счастье», «красота»), богиней богатства и счастливых предзнаменований, которая сопровождает Вишну, её же называют Шри (Cri — «процветание», «счастье», «слава») — богиней плодородия и изобилия, и женой бога-творца Брахмы.
Индуистский бог Брахма становится супругом Сарасвати/Лакшми/Шри. В некоторых текстах поздних вед Лакшми и Сарасвати – это соперничающие между собой жёны Брахмы. В более поздних индуистских ведах у Сарасвати появляются новые имена — Брахми, Бхарати, Сарада/Шарада, Вагишвари, Путкари, Тара (звезда), в Китае её имя Сутра (золотой свет), в Японии – Бензайтен (Benzaiten).
В Риг-веде Сарасвати персонифицируется с богиней слова Вак (Вач)
Вак, Вач — Vak, Vac (vāc-, vāk) – «Речь», «Слово». Богиня Вак в древнеиндийской мифологии богиня поэтической речи. В «Ригведе» богине Вак, (Вач) посвящён один гимн (X 125). Её называют божественной, царицей богов (VIII 89, 10-11). Богиня устной речи и божественного Слова — Вак — дочь великого поэта (риши) Амбрины. Образ богини Слова Вак, создавшей поэтические гимны Риг-веды, сложился на основе древнеиндийских представлений о триаде: мысль — слово — дело. Сила заключена в особой магии, заложенной в энергии Слова, и особой материальной силе звучащей устной речи и произнесённого слова.
Атмосферная богиня Вак (Речь, Слово) обитает на небе и на земле, в воде, море, она содержит в себе все миры, она выше неба и шире земли, гром небесный называют «голосом (vac) срединного пространства». Богиня Вак жена верховного ведийского бога Индры, она владычица и собирательница богатств, она наделяет красноречием и мудростью всех тех, кого любит. Само Слово в Ригведе было олицетворением божества, Слово было божественным посредником с Богом.