Богиня Аргимпаса и Афродита Апатурская.

Скифская богиня Апи почиталось, как божество земли, но по мере того, как в её образе стали появляться вместо рук крылья, она стала переходить в другую ипостась, и называться божеством неба — Аргимпасой.

Геродот сопоставлял Скифскую богиню Аргимпасу с Афродитой Небесной (Уранией), которую греки изображали с зеркалом, так же греческие мастера стали изображать и скифскую Аргимпасу. 

Фанагория была основана около 540 года до новой эры на юго-восточном берегу Таманского залива.

Особенно большую роль культ Афродиты (др.-греч. Ἀφροδίτη, от ἀφρός — «пена») играл в греческих колониях Северного Причерноморья, особенно в Боспорском царстве.

На Таманском полуострове возле Фанагории находилось святилище Афродиты, под названием Апатур, поэтому и называли богиню Афродитой Апатурской. Название Апатур по-гречески απατη — обман, хитрость, эпитет Афродиты Апатура для греков значил «обманщица».

Страбон описывает греческую легенду, в которой Афродита Апатура, обманула гигантов, заманив их в пещеру, где по её приказу Геракл убил гигантов.

В пересказе Геродота, существовал миф о происхождении скифов от  полуженщины-полузмеи — Эхидны, живущей в пещере, в низовьях Днепра, в Гилее или Полесье, обманом заманившей к себе Геракла.

Фанагория была основана около 540 года до новой эры на юго-восточном берегу Таманского залива. Святилище Афродиты Апатурской на Майской горе существовало начиная с конца VI века до н.э. по II век до н.э.

В древней Фанагории археологи обнаружили мраморный постамент с пятью строками на древнегреческом языке, посвящёнными богине Афродите Урании Апатуре. На постаменте в Фанагории сохранилась надпись:

«Царь Аспург друг римлян, сын царя Асандроха поставил Эрота Афродите Урании владычице Апатура (в) благодарственный дар».

Образы греческой богини Афродитыапи-родиты» — «дочь Апи») и скифской богини Апи (отсюда Апатура) тесно переплетались между собой.

Образ Афродиты Апатуры часто встречается на боспорских монетах, где она восседает на высоком троне, с калафом или венцом на голове, со скипетром в одной руке и с шаром, зеркалом или с патерой в другой.

Рассмотрим сходства между Афродитой Апатурской и скифской змееногой богиней земли Апи

Образ древнейшего скифского божества, воплощавшего в себе и культ предков, культ Великой Матери прародительницы скифов, и идею жизни и плодородия земли-матушки (змееногой Апи — «прорастающей девы«) и вместе с ним домашнего очага, огня (богиня Табити), и рождения, размножения рода (Аргимпасы, Афродита-Апатура), стал расщепляться на ряд самостоятельных образов.

Новые образы содержали те же представления, но с более узкой специализацией. На фрагменте краснофигурной вазы 5 века до н.э., найденной в Фанагории в 2019 году, изображён бог торговли Гермес и Афродита Апатураобманщица»)

Третья ипостась двух самых древних скифских богинь природы –Табити и Апи, представляет божественную природу плотской любви, зачатия, родов и размножения в образе Аргимпасы, которая стала почитаться, как греческая Афродита Апатурская.

фанагория-краснофигурная керамика

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org