Автор монументального труда «История» Геродот (Ἡρόδοτος — 484 — 425 до н.э.) и другие античные авторы, оставили много интересных сведений о культуре и религии Скифов.
Общие признаки Скифской культуры мы находим на более обширной территории, чем та область, которую занимали сами скифы. Скифская культура охватывала не только всё Причерноморье с запада, севера и востока, но и степную часть Сибири и Среднюю Азию….
Это обстоятельство свидетельствует о единстве не только материальной, но и духовной культуры всего евразийского мира в скифскую эпоху.
В VIII веке до н.э. формируется сложный мир эллино-скифской культуры Причерноморья.
Совершив путешествие по территории Причерноморья, Геродот познакомился с особенностями культуры и религии скифских племён, и высказал мнение о том, что скифские боги гораздо древнее греческих богов. Рассказывая о богах скифов, Геродот сравнивал их с богами, почитаемыми в Греции.
Богиня Табити.
Трудно сказать, какие именно из скифских божеств изображены, на нашивных золотых бляшках из Чертомлыцкого кургана. На одной из золотых бляшек изображена сидящая Богиня с зеркалом в руке, и перед нею скиф, пьющий из рога изобилия ритуальное вино — сцена «приобщения к божеству». На другой бляшке – богиня, сидящая рядом с жертвенником, и перед нею стоящий скиф, держащий в руке округлый сосуд для жертвоприношений.
По словам Геродота, скифская богиня Табити пользовалась наибольшим почитанием у скифов. Царь скифов Идантирс заявил персидскому царю Дарию, что владыками своими он «считает только Зевса, своего предка, и Гестию, царицу скифов». (Геродот. «История», IV, 127). Геродот сопоставляет Табити с греческой богиней Гестией, игравшей в религии греков более, чем второстепенную роль. Гестия уступала по значению многим женским божествам греческого Олимпа.
В древнегреческой мифологии богиня Гестия (др.-греч. Ἑστία) — юная богиня семейного очага и жертвенного огня, богиня домашнего очага, гостеприимства и жертвоприношений. Древнегреческая Дева Гестия покровительствует семейному согласию и единству, защищает изгнанников и преследуемых, ищущих убежища.
Богиня Гестия старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.
Один из эпитетов древнегреческого бога Зевса — Ксенос (греч. Ξένιος — гостеприимный) — поскольку Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος — Зевс Гостеприимный), как и Гестия, был защитником домашнего очага и всех путешественников.
Гестию часто изображали рядом с жертвенником и с неугасимым огнём города, она, как хранительница огня, служила символом гражданского единения в государстве или городской общине, которую греки считали большой семьёй.
Гестия (др.-греч. Ἑστία) соответствует римской богине Весте (лат. Vesta, др.-греч. Ἑστία), которая была покровительницей семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме.
В религии скифов богиня Табити – более древний образ, предшествующий образу и характеру греческой Гестии.
У царских скифов Табити была богиней домашнего очага, прародительницей, воплощающей семейное или родовое единство в период матриархата, когда женщина-мать была главой домашней общины, объединённой вокруг очага. Богиня Табити была «царицей скифов», а «клятва царскими Гестиями», то есть «царским очагом», «царскими предками» была, по свидетельству Геродота, «величайшая клятва скифов».
Богиня Табити, занимала в религиозном мировоззрении скифов более важное место, чем Гестия у греков.
В образе богини Табити воплощалось представление скифов не только о домашнем очаге и семейной или родовой общности, но и о единстве всего скифского племени, единстве с царским домом каждого очага скифского дома.
Скифы, как и эллины, не зажигали свои очаги от чужого огня, а бережно хранили свой «неугасимый» огонь. До сих пор у греков существует обычай передачи священного огня, зажжённого от домашних очагов далёкой родины.
Геродот заявляет, что у скифов не принято делать статуи богов. Антропоморфные изображения скифов появились позже, они выполнялись греками и по греческим образцам.
Во времена матриархата образ Великой Матери богини-владычицы был тесно связан не только с рождением, но и с заупокойным культом, этот образ часто встречается в настенных росписях склепов и в надгробной скульптуре, на золотых бляшках, которыми скифы украшали одежду умерших.
В ритуале приобщения умершего к загробному миру, Богиня изображалась с поднятыми вверх руками, как бы встречая души умерших, возвращающиеся домой, после долгого странствования на земле.
О местном происхождении образов скифских богинь говорит их своеобразный облик, детали одежды, ритуальные предметы.
Табити изображали рядом с жертвенником, деревом, очагом, в руке чаша, или ритуальный ритон.
На треугольной золотой пластине — детали головного убора, найденной археологами в кургане Карагодеуашх (ок. станицы Крымская Краснодарского края), изображена сидящая богиня Табити с двумя служанками, стоящими позади и двумя скифами, стоящими по сторонам.
Один из скифов держит округлый сосуд для жертвоприношений, а другой скиф принимает из рук богини ритуальный ритон, наполненный вином.
Богиня Табити одета в длинную многослойную одежду с пышными рукавами, на её голове высокий остроконечный расшитый колпак, поверх которого накинуто покрывало, закрывающее спину и плечи.
Остатки таких женских головных уборов обнаружены во многих скифских курганах Северного Причерноморья. (Чертомлык, Куль-Оба в Крыму).
Археолог М.И. Ростовцев, исследовавший скифские курганы, полагает, что скиф с округлым сосудом — это жрец, «богиня, вручает молодому скифу ритуальный ритон, приобщая его к власти».
В центре длинной пластины (части головного убора) из кургана у деревни Сахновки, раскопанном археологом М. Гезе, помещена сидящая в кресле богиня Табити с зеркалом в одной руке и с округлым сосудом в другой; позади неё стоит молодой скиф с опахалом в руках.
За ним изображены два скифа, один держит в одной руке округлый сосуд, а в другой — ритон над тазом, другой скиф наливает в ритон вино из амфоры.
Перед богиней коленопреклонённый бородатый скиф с ритоном, который он принял из рук сидящей богини; позади него — скиф, играющий на арфе. За ними изображены два бородатых скифа: один из них несёт в руках барана, второй скиф следует за ним с обнажённым кинжалом в руке, другой рукой он указывает вперёд. Вся сцена представляет собой обряд жертвоприношения богине Табити, и обряд приобщения божеству с помощью жертвенного вина. Главные роли в жертвоприношении играют бородатые скифы, а безбородые юноши прислуживают.
Царские скифы изображали ритуальные обряды, посвящённые богине Табити. Обряд сопровождался культовыми сосудами округлой формы (кубками), и рог изобилия в виде золотого или серебряного ритона, какие часто встречаются в курганных захоронениях скифов.
На ритоне, найденном в скифском кургане близ деревни Мерджан, в бассейне реки Кубани,изображена сидящая в кресле богиня Табити с округлой ритуальной чашей в руке. Справа от неё «Дерево Жизни», ветки которого направлены вверх. Слева от богини – насаженный на кол череп лошади — оберег языческого капища, и всадник на коне, держащий кубок в высоко поднятой правой руке.
Богиня Табити рядом с деревом – символ плодоносящих сил природы и дома, и возвращающийся домой из похода воин поднимает ритуальный кубок вина, символ приобщения богине домашнего очага Табити.