Богиня скифов – Табити.

Автор монументального труда «История» Геродот (Ἡρόδοτος — 484 — 425 до н.э.) и другие античные авторы, оставили много интересных сведений о культуре и религии Скифов.

Общие признаки Скифской культуры мы находим на более обширной территории, чем та область, которую занимали сами скифы. Скифская культура охватывала не только всё Причерноморьё с запада, севера и востока, но и степную часть Сибири и Среднюю Азию.

Это обстоятельство свидетельствует о единстве не только материальной, но и духовной культуры всего евразийского мира в скифскую эпоху.

В VIII веке до н.э. формируется сложный мир эллино-скифской культуры Причерноморья.

Совершив путешествие по территории Причерноморья, Геродот познакомился с особенностями культуры и религии скифских племен, и высказал мнение о том, что скифские боги гораздо древнее греческих богов. Рассказывая о богах скифов, Геродот сравнивал их с богами, почитаемыми в Греции.

Богиня Табити.

Трудно сказать, какие именно из скифских божеств изображены, на нашивных бляшках из Чертомлыцкого кургана. На одной из них — Богиня, сидящая с зеркалом в руке, и перед нею скиф, пьющий из рога; на другой – богиня, сидящая рядом с жертвенником, и перед нею стоящий скиф с округлым сосудом в руке.

По словам Геродота, скифская богиня Табити пользовалась наибольшим почитанием у скифов. Царь скифов Идантирс заявил персидскому царю Дарию, что владыками  своими он «считает только Зевса, своего предка, и Гестию, царицу скифов».(IV, 127). Геродот сопоставляет Табити с греческой богиней Гестией, игравшей в религии греков более, чем второстепенную роль. Гестия уступала по значению многим женским божествам греческого Олимпа. 

Богиня Гестия или по-латыни Вестав греческой мифологии богиня домашнего очага, гостеприимства и жертвоприношений. Гестия – греческая Дева, дочь бога Хроноса и Реи, она покровительствует семейному согласию и единству, защищает изгнанников и преследуемых, ищущих убежища. Гестию изображали рядом с жертвенником и с неугасимым огнём города, она служила символом гражданского единения в государстве или городской общине, которую греки считали большой семьёй.

богиня Веста покровительница Рима

В религии скифов богиня Табити – более древний образ, предшествующий образу и характеру греческой Гестии. У скифов Табити была богиней домашнего очага, прародительницей, воплощающей семейное или родовое единство в период матриархата, когда женщина-мать была главой домашней общины, объединённой вокруг очага. Богиня Табити была «царицей скифов», а «клятва царскими Гестиями», то есть «царским очагом», «царскими предками» была, по свидетельству Геродота, «величайшая клятва скифов». Табити, занимала в религиозной системе скифов более важное место, чем Гестия у греков.

Главная богиня скифов Табити — божество домашнего и царского очага помещена рядом с жертвенником. На другой нашивке Табити с зеркалом перед ней скиф, пьющий ритуальное вино- сцена «приобщения к божеству».

В образе богини Табити воплощалось представление скифов не только о домашнем очаге и семейной или родовой общности, но и о единстве всего скифского племени, единстве с царским домом, и с очагом каждого скифского дома. Скифы, как и эллины,  не возжигали свои очаги от чужого огня, а бережно хранили свой огонь. До сих пор у греков существует обычай передачи священного огня, зажжённого от домашних очагов далёкой родины.Геродот заявляет, что у скифов не принято делать статуи богов. Антропоморфные изображения скифов появились позже, они выполнялись греками и по греческим образцам.

Образ женщины богини-владычицы во времена матриархата был тесно связан с заупокойным культом, этот образ часто встречается в росписях склепов и в надгробной скульптуре, на бляшках, которыми расшивалась одежда умерших. В ритуале приобщения умершего к загробному миру,  Богиня изображалась с поднятыми вверх руками, как бы  встречая души умерших, возвращающиеся домой, после долгого странствования на земле.

О местном происхождении образов скифских богинь говорит их своеобразный облик, детали одежды, ритуальные предметы.

Табити изображали рядом с жертвенником, деревом, очагом, в руке чаша, или ритуальный ритон.

На треугольной пластине от головного убора, из кургана Карагодеуашх (ок. станицы Крымская Краснодарского края), изображена  сидящая перед нами богиня с двумя служанками, стоящими позади и двумя скифами, стоящими по сторонам.

Один из скифов держит округлый сосуд, а другой — принимает из рук богини ритон (ритуальный рог).

Богиня одета в длинную многослойную одежду с пышными рукавами, на её голове высокий остроконечный расшитый колпак, поверх которого накинуто покрывало, закрывающее спину и плечи.

Остатки таких женских головных уборов обнаружены во многих курганах Северного Причерноморья (Чертомлык, Куль-Оба).

М.И. Ростовцев полагает, что скиф с округлым сосудом — жрец, «богиня, вручает молодому скифу ритуальный ритон, приобщая его к власти».

В центре длинной пластины (части головного убора) из кургана у деревни Сахновки, раскопанном М. Гезе, помещена сидящая в кресле богиня с зеркалом в одной руке и с округлым сосудом в другой; позади неё стоит молодой скиф с опахалом в руках.

За ним изображены два скифа, один держит в одной руке округлый сосуд, а в другой — ритон над тазом, другой скиф наливает в ритон вино из амфоры.

Перед богиней коленопреклонённый бородатый скиф с ритоном, который он принял из рук богини; позади него — скиф, играющий на арфе. За ними изображены два бородатых скифа: один из них несёт в руках барана, второй скиф следует за ним с обнажённым кинжалом в руке, другой рукой он указывает вперёд. Вся сцена представляет собой обряд жертвоприношения богине и приобщения божеству с помощью жертвенного вина. Главные роли в жертвоприношении играют бородатые скифы, а безбородые юноши прислуживают.

Здесь изображён ритуальный обычай скифов, в котором изображены культовые сосуды — округлые кубки и ритоны, подобные тем, какие часто встречаются в курганных захоронениях.

На ритоне, найденном в скифском кургане близ деревни Мерджан, в бассейне реки Кубани, изображена сидящая в кресле богиня с округлой ритуальной чашей в руке. Справа от неё дерево, ветки которого направлены вверх. Слева от богини – насаженный на кол череп лошади, и всадник на коне, держащий кубок в высоко поднятой правой руке.

Богиня рядом с деревом – символ плодоносящих сил природы и дома и возвращающийся домой из похода воин поднимает ритуальный кубок, приобщения богине домашнего очага Табити.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org