Болгарский праздник виноделия — Трифоновден

svyatoy-trifon

В Болгарии 14 февраля празднуют Трифон Зарезан (болг. Трифоновден) – день вина, виноделов, владельцы винных таверн и садовников. Хотя каждый год праздник виноделов в Трифоновден пользуется большим вниманием и весело отмечается, мало кто знает историю его возникновения.

Согласно православной церкви, святой мученик Трифон родился примерно в 225 году, в деревне Комсада. Он жил, как праведный христианин и погиб от рук язычников, отказавшись поклоняться языческим богам. Во время гонений на христиан святой Трифон был арестован, подвергнут пыткам и обезглавлен. И хотя жизнь святого Трифона полна страданий, народные болгарские традиции в некоторых частях страны утверждают, что святой Трифон был братом Божией Матери.

Согласно легенде, однажды в начале февраля, когда Трифон обрезал виноградники, и увидев Деву Марию с младенцем в руках, посмеялся над ней. Ей стало обидно, но она ему ничего не сказала. Проходя мимо дома Трифона, она сказала его жене, что её муж, обрезая виноград, порезал себе нос. Жена Трифона тут же побежала и увидела, что Трифон обрезает старые виноградные ветки.

Жена Трифонв поделилась тем, что сказала ей Дева Мария. Трифон снова засмеялся, сказав, что он не был пьян, чтобы порезать себе нос, но размахивая виноградным ножом он-таки порезал себе нос – и отсюда пошли различные названия праздника – Зарезанов день, Трифун, Чипия, Трифун Зарезан, Трифун Пьяный.

трифон

В Болгарии праздновали Трифон зарезан 14 февраля – в честь святого мученика Трифона, считавшегося покровителем виноградарей и виноделов. После принятия григорианского календаря празднование дня святого мученика Трифона перешло на 1 февраля, а 14 февраля — День виноделия. Несмотря на несоответствие и путаницу, в болгарской традиции два праздника продолжают переплетаться, о чем свидетельствует тот факт, что святого Трифона часто изображают как молодого человека, который носит различные режущие инструменты.

По словам этнографов, празднование Трифона Зарезана восходит к временам, когда фракийские племена населяли болгарские земли. Производимое ими ароматное и крепкое вино было известно во всем мире. Согласно сказаниям фракийцев, действие алкогольного виноградного напитка помогало священникам услышать голос богов, и по этой причине они создали культ винного напитка.

dionis

Древнегреческий бог плодородия, вина и радости Дионис, а Святой Трифон его более поздний «наследник». Хотя в жизни святого мученика Трифона не упоминается о лозах и вине, факт, что праздник святого Трифона почти совпадает с празднованием праздников посвящённых Дионису, во время которых буйные вакханки танцевали, держа в руках маленькие серпы для обрезки винограда.

Не смотря на свое происхождение, болгарский праздник Трифон Зарезан был связан со многими обычаями, которые сохранились до наших дней. Традиция праздника требовала, чтобы хозяйка вставала рано утром, чтобы испечь ритуальный хлеб, украшенный листом винограда. В дополнение к пирогу, хозяйка готовила курицу фаршированную рисом. В новый шерстяной мешок она складывала приготовленную еду вместе с баклажкой вина, и отправила мужа на виноградник.

trifon-zarezan

Там винодел крестился и с молитвой срезал резаком три виноградные ветки с трех виноградных кустов. Из виноградной лозы он делал венок и надевал поверху шляпы. Корни трёх виноградных кустов он поливал принесённым вином, святой водой и посыпали пеплом, сохранившимся в канун Рождества – этот ритуал назывался «зарезание» винограда.

Затем все виноградари собирались и выбирали «короля виноградников», который чаще всего был самым щедрым и уважаемым мужчиной в деревне или тот, в чьё предыдущее правление на виноградниках имели благоприятную погоду и богатый урожай. Король виноградников надевал на голову венок из самшита и молодых веток винограда. Этот ритуал напоминает о древнегреческом боге Дионисе.

Затем все виноградари доставали из сумок всё, что приготовили им жёны и устраивали шумный пир. Когда пир заканчивался «король виноградников» забирается на «колесницу», а все собравшиеся на праздник везут его в деревню. Там они обходят все дворы, благословляя всех жителей деревни. Хозяева приветствуют их вином из белой баклажки, давая сначала выпить «королю», а затем и его спутникам.

Vakhanalia

Вином они поливали голову короля и произносили благословение: «Пускай будет хороший урожай! Пусть переливается через наши пороги!» На что король отвечает: «Аминь». После того, как все дома деревни получат благословление, мужчины отправляются в дом «короля виноградников», где король одевался в новую одежду и праздник и веселье продолжались, либо в его доме , либо на деревенской площади (болг. мегдан) под звуки волынок, гадулок (болг. народный инструмент) и барабанов до утра, до первых криков петухов.

14 февраля празднуют именины все кто носит имена: Радко, Рачо, Трифон, Трифонка, Лозан, Лозана, Гроздан, Гроздана, Веселин, Веско, Весо, Веселина, Веса, Радка

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org