Динамия внучка Боспорского царя Митридата VI Евпатора вошла в историю Тавриды (Крыма), как единственная женщина — правительница Боспорского царства.
Единовластной правительницей Боспора Динамия стала после смерти своего мужа Асандра в 17 веке до нашей эры. Царица Динамия всемерно подчеркивала свое кровное родство с великим царём Боспора Митридатом VI Евпатором и продолжала вести антиримскую политику….
Римляне стремились укрепить своё влияние не только на Босфоре, но и на Боспоре Киммерийском.
Интересы государства вынудили правительницу Боспора Динамию выйти замуж за царя Полемона, ставленника Рима в Понте (Pontus). Этот брак фактически лишили Динамию единовластия царского сана и несколько лет царь Полемон и Динамия правили государством совместно. Но гордая Динамия не сдавалась, а продолжала бороться за отцовское наследство, сохранение традиций славной династии Боспора. В 1 веке до нашей эры Митридатом VI Евпатором было построено 20 крепостей, создан целый укрепленный район в Причерноморье.
После гибели понтийского царя Полемона во время подавления восстания одного из сарматских племён, царица Динамия продолжила самостоятельное правление вплоть до вступления на престол своего сына Аспурга, правнука Митридата VI Евпатора.
Боспорское царство вошло в эпоху Возрождения, когда на государственный престол взошёл Аспург, сын царя Асандра и Динамии. В анналах истории годы правления царя Аспурга (10 — 38 гг н.э.) называют вторым расцветом Боспорского царства.
Аспург основал сарматскую династию боспорских царей, царствовавших на Боспоре вплоть до распада Боспорского царства в VI веке н.э. Женой Аспурга была Гипепирия, уроженка Фракии. Боспорский царь Аспург взял себе второе имя Рискупорида, как это было принято у фракийских царей.
Для укрепления и стабилизации отношений с Римом, Аспург взял династическое имя в честь тогдашнего императора Рима Тиберия Юлия Цезаря Августа — второго римского императора из династии Юлиев-Клавдиев, правившего с 14 года. Имя Цезарь или царь в дальнейшем переходило ко всем правителям Боспорского царства.
Мощь страны стремительно укреплялась, главным образом, благодаря победам царя Аспурга над скифами и таврами. К царскому титулу добавляли названия покорённых племён азиатского Боспора вследствие победоносных походов на «варварские» земли: меоты, танаиты, тарпиты, тореты, псессы, синды были покорены и их земли присоединены к Боспорскому царству. Такая география в титуле боспорского царя позволяет современным ученым ориентировочно обрисовывать территорию античного Боспорского царства, куда вошли часть Крыма и Прикубанье.
После смерти Аспурга, престол Боспорского царства занял царь Митридат VIII (39—42 г н.э.), и продолжил борьбу за освобождение Боспорского государства от опеки Рима.
Для достижения цели Митридат планировал альянс с племенами сарматов. Однако этим планам было не суждено сбыться, так как брат Митридата Котис, выдал царя Риму.
В Крыму найдены клады времён царя Митридата VIII
Рим выслал боевые отряды легионеров в поддержку своего ставленника Коттиса. В результате борьбы, развернувшейся на азиатском Боспоре, на престол Боспорского царства взошёл ставленник Римской империи Котис.
В период правления боспорского царя Котиса I (45/46—62/63 гг н.э.) укрепились связи Боспорского царства с Римом, тесные взаимоотношения между государствами продолжались еще 200 лет. Боспорский царь признал свое вассальное положение перед Римской империей, называл себя «другом кесаря и другом римлян».
Рим в свою очередь подтверждал право царя Котиса I на престол и оплачивал содержание боспорского войска. Цари из Сарматской династии признавались абсолютными монархами, их власть опиралась на верхушку богатейших граждан боспорского рабовладельческого общества. Правитель Боспорского царства становился пожизненным жрецом в культе римских императоров, некоторые из них обожествлялись. В честь боспорского царя Аспурга на Боспоре построили мраморный храм в дорическом стиле.
В столице Боспорского царства Пантикапее в те времена располагался царский двор с большим количеством чиновников, управителей областей, их секретарями и переводчиками. Выпуск монет не был привилегией городского самоуправления, а контролировался исключительно царем.
В начале нашей эры на Боспоре сформировался политический строй с чертами эллинистических монархий. Для него характерны подчинение монарху больших территорий со смешанным населением, широкие политические, культурные и экономические связи с разными странами, наемная армия.
(по материалам И.Д. Марченко «Город Пантикапей»)
На фото скульптурный портрет царицы Боспора Динамии. Её головной убор представляет собой скифский шлем или фракийский колпак, украшенный множественными изображениями царственного солнца.
Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.
Именно, поэтому у них можно обнаружить так много общих черт в мифах, обычаях, одежде, в предметах быта и украшениях, где особенно ярко проявился скифский звериный стиль. В своей 5 книге Геродот пишет:
«Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса.»
Праславянские корни древних фракийцев.
В 1 веке до нашей эры Митридат VI Евпатор построил 20 крепостей на побережье Чёрного моря. Название PONT означает — «море»,созвучно названию столицы Боспорского царства — Пантикапей, основанного в конце VII века до н. э. древнегреческими колонистами из Милета. Название города Пантикапей из др.-греч. Παντικάπαιον, от греч. и тюрк. pont-kapi «врата моря», др.-иран. *panti-kapa- «рыбный путь».
На гору Митридат, где стоял древний город Пантикапей, столица Боспорского царства (480 до н. э. — VI век н.э.) , сейчас можно подняться по Большой Митридатской лестнице, украшенной фигурами крылатых грифонов — хранителей сокровищ столицы Боспора.
У подножия горы Митридат установлена колонна с барельефом царя Митридата VI Евпатора, правителя Боспорского царства в 121-63 годах до н. э., в его честь названа Евпатория.