Царский курган

Царский  курган – это шедевр античного зодчества, погребальное сооружение, относящееся к IV веку до н., является памятником архитектуры и одной из главных достопримечательностей Керчи. Царский курган был открыт в 1837 году на юго-западном склоне естественного холма в 5 км. на северо-восток от Керчи.  По мнению  исследователя  курганов Крыма и историка В. Ф. Гайдукевича, памятник принадлежит ко времени расцвета и могущества Боспорского царства.

Туры в Узбекистан

В  1783 году полуостров Крым был присоединён к России. Первые путешественники были поражены огромным количеством курганов на Керченском полуострове, их насчитывалось более 2000 в начале XIX века. Под многими курганами были найдены монументальные каменные склепы, не имеющие аналогов в других областях Северного Причерноморья. Большинство крымских курганов были разорены и разрушены копателями в XIX веке. Доступными для осмотра туристов остались лишь Мелек-чесменский и Царский курганы.

В 1833 году Керченский музей возглавил молодой историк серб Антон Ашик, который в конце 1830 года участвовал в археологических раскопках и исследованиях богатейшей гробницы на окраине Керчи Куль-оба. В обязанности директора Керченского музея входило обследование и других курганов, расположенных в окрестностях Керчи.

На  окраине села Гаджи-Мушкай, в 4 верстах от Керчи был выбран для исследования высокий курган. Начиная с 3 ноября 1833 года, в течении нескольких лет нанятые Антоном Ашиком рабочие пытались проникнуть внутрь кургана и только в феврале 1837 года им удалось найти вход в  гробницу.

Антон Ашик писал: «Мало есть памятников, которые могут соперничать в изяществе с этой Царской гробницею. Огромные стены составляли вход в гробницу; этот вход почти в самом начале своем был заложен большими плитами, скрепленными по концам свинцом. …труды наши вознаградились находкою гробницы, которая по величине и устройству своему принадлежит к самым замечательным памятникам этого рода на Керченской земле». Подобной усыпальницы по грандиозности архитектуры нет ни в самой Греции, ни во всем Причерноморье. Высота усыпальницы  —17 метров, окружность — 260 метров.

Снаружи курган опоясан каменной стеной — крепидой. Внутри курган состоит из длинного, выложенного из рустованных плит коридора (дромоса, от греч. dromos — бег, путь), ведущим в круглую погребальную камеру под курганом. Дромос вырезали в материковой скале, ширина его – 1 м. и длинной — 36 м. По этому пути, иногда устроенному виде лестницы или сужающейся дороги в последний путь отправлялся царь в царство мёртвых.

Древнейшие дромосы исследованы и в этрусских, и в эгейских гробницах, и в курганах Нурах острова Сардиния в Италии. Погребальная камера выдолблена на скале, она почти квадратная (4.39 на 4.23 м). Высота стен дромоса от 7,35 м. до 9 метров, они состоят из 10 рядов кладки, на уровне пятого ряда стены поднимаются уступами, постепенно переходя в круглый, кольцевой купол.

Вход в дромос был перекрыт поперечной стеной. Архитектурные приёмы, применённые при переходе стен квадратной камеры (4.39 на 4.23 м.) в округлое перекрытие, не имеют аналогий во всей античной архитектуре. Этот архитектурный приём был использован при строительстве христианских храмов.

Не одинаковая ширина дромоса и не параллельные, а сужающиеся, стены коридора создавали у входящего человека ощущение, что путь в усыпальницу очень короткий, но оглянувшись назад, человек видел, что выход из усыпальницы невообразимо далёк, как при оптическом эффекте в перевёрнутом бинокле. Вероятно, древние греки стремились достигнуть этого эффекта намеренно, для того, чтобы каждый человек понял, что путь в загробный мир короток, но выход из него очень далёк.

Все каменные блоки склепа и дромоса, искусно выточены, плотно пригнаны друг к другу и уложены без раствора насухо. Во многих блоках сохранились следы обработки.

Небольшие пазы в стенах использовались строителями для установки балок и распорок при сооружении склепа.

После завершения строительства усыпальницы и дромоса все  гнезда для крепления балок были заложены каменными пробками, их можно увидеть в нескольких местах.

Из камеры Царского кургана хорошо виден Акрополь-2 Пантикапея. Склеп и дромос перекрывала земляная насыпь из нескольких слоёв глины, перемешанной с водорослями, бутовыми камнями.

Структура насыпи предохраняла её от размывания дождём и снегом.

Царский курган был полностью разграблен еще в глубокой древности, но уровень строительного мастерства дает основания предположить, что эта усыпальница предназначалась для одного из царей Боспора.

Возможно, царю Левкону 1 (389-349 гг. до Р.Х.), при котором Боспор достиг наибольшего экономического расцвета и могущества.

В 1 веке существовал ход от свода дромоса в камеру, где молились первые христиане. От этого времени сохранились рисунки и кресты на стенах усыпальницы. Позже лаз был засыпан и забыт.

Старые легенды связывали с курганом гибель легендарного царя Митридата. На картине Карло Боссоли «Могила Митридата-4, близ керченского лазарета» изображен интерьер гробницы Царского кургана.

 

В  1863 году Царский курган посетил цесаревич Николай Александрович. Российская Археологическая комиссия выдала средства для реконструкции Царского кургана, и в конце 1865 года реставрация его была закончена.

Пустая усыпальница и сегодня поражает своим величественным видом и великолепием, продолжая хранить множество загадок.

Почему вход в Царский курган ориентирован не так, как в других курганах? Почему весь курган при строительстве был покрыт морскими водорослями?  Почему приборы фиксируют пустоты в южной стене дромоса?

На эти и другие вопросы ещё предстоит найти ответы будущим поколениям исследователей.

 

 

По материалам сайта: http://swagman.ru/.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org