Славянская культура мытья насчитывает множество столетий. Со временем банные привычки изменялись в зависимости от региона проживания. Территория, которую ныне заселяют славянские народы, невероятно огромна и у каждого есть свои традиции соблюдения чистоты.
По следам наших предков.
Caмaя древняя баня была построена носителями Трипольской археологической культуры, жившими в эпоху неолита (середина 5 тысячелетия до н. э. — 2650 год до н. э.) в северном Причерноморье и на Борисфене (Днепре).
Славяне Трипoлья отличались развитой культурой омовения. Археологи находят специальные домики-бани, где парились, мылись и обливались холодной водой.
Величайший учёный античного времени, «отец истории» Геродот оставил нам рассказы, о своём путешествии в греческие колонии Северного Причерноморья в 455-445 гг. до н.э. и о странных обычаях «борисфенитов» (днепровцев) устраивать паровые бани.
«Скифы-борисфениты», именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами», уже во времена Геродота, считает историк-славист, Любор Hидерле, автор одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности.
Геродот сообщает, днепровские славяне устраивали паровые бани в шатрах, где воду плескали на раскалённые камни для образования пара — эта паровая баня была собственным изобретением русских.
Уже в X веке арабский путешественник Аль-Масуди называет банное помещение по-славянски al-atbba или al-itbba, что может быть искажённым словом истъба. Русский летописец под 945 годом для названия банного строения в Киеве использует слово истобка, очевидно, что слово истъба в значении «баня» сохранилось у русских в значении отапливаемого помещения. Избы с построенной внутри печью, приспособленной под баню, появилась у славян примерно в V или VI веках.
С древнейших времён баня считалась самым действенным способом врачевания, очищения души и тела, и хорошей защитой от сглаза и порчи. Во все времена баня была не только местом для мытья, а священным местом, объединяющим четыре главные природные стихии: воду, огонь, воздух и землю. Человек, посетивший баню, магическим образом вбирал в себя силу всех четырёх стихий и становился здоровее сильнее и крепче.
Для наших предков бани были очень важны, русские послы в Константинополе в 907 году в договоре с Византией специально оговорили себе право посещать бани в любое время. Описание русской бани встречается в древней «Повести временных лет», а в иностранных летописях часто упоминается пристрастие русских людей часто мыться в бане.
Во времена Древней Руси, южнорусским центром был Киев, а северо-русским — Великий Новгород, банные традиции были общими для всего народа, однако банные процедуры выполнялись по разному.
От крымских готов, пришедших из Скандинавии в Тавриду, сохранился обычай мыться в большом чане, поставленном на камнях над костром, иногда воду нагревали, бросая в неё разогретые на костре булыжники. После отмокания и разогрева в чане с горячей водой, можно было перейти в парной домик, где хлестали себя лиственными вениками. Кстати, во многих местах Скандинавии и сейчас так моются, сидя в большом чане, где свободно помещаются 3-5 человек, греясь в тёплой воде, с видом на прекрасный пейзаж. Воду для бани используют ту, которая есть под рукой, часто это солёная вода из моря.
Новгородские славяне любили париться в большой русской печи, где сиди и лёжа могли поместиться один или два человека. Сначала русскую печь хорошо топили, затем из неё выгребали все угли и золу, стелили чистую солому и забирались внутрь. Температуру внутри печи регулировали с помощью открытой или закрытой заслонки. на горячие стены печи брызгали водой для образования пара, а лишний пар сразу уходил через дымоход.
Стариков и больных, которым трудно было самостоятельно влезть в печь, задвигали на деревянной доске или корыте. Также мыли детей, их сажали на деревянную хлебную лопату и подавали в печь, находящемуся внутри человеку. Этот обычай сохранился в русской народной сказке о Бабе-Яге, которая хотела изжарить Иванушку в печи, предлагая ему сесть на лопату.
Паровая баня на русском севере, представляла собой комнату, в одном углу которой находилась низкая печь для топки, над очагом строили камни, становившиеся раскалёнными от огня. Так описывает древнерусскую баню языческого периода в городе Новгороде Великом русский летописец: «В русских банях обливались горячим квасом, хлестали себя вениками и обливались холодной водой».
Казацкие традиции мытья
Степные территории Северного Причерноморья четыреста лет страдали от постоянных набегов кочевых племён, поэтому эти опасные места называли «диким полем». Мирные жители-земледельцы переселялись на север, а на степных просторах могли противостоять кочевникам только военизированные отряды казаков.
Казаки это не национальность, а казачество — это образ жизни, связанный с воинской профессией охранять границы от набегов кочевников. Казаками становились «вольные люди» любой национальности, объединённые одним воинским делом и ведущие оседлый и кочевой образ жизни, они всегда были готовы выступить в поход.
В казацкой среде «вольные люди» устраивали походные бани-шатры, похожие на скифские, описанные Геродотом.
В запорожские казаки мог записаться любой беглец из Турции, Греции, Польши, России, любой беглец находил у них приют, если только подчинялся казацкому укладу жизни и законам. Казаки, в составе которых были представители различных соседних наций, жили на берегах Днепра против порогов и оттуда расселялся по необъятным степям слева от реки Ингулец. В запорожские казаки записалось 40 тысяч человек, они селились в 40 казацких куренях, или сёлах, каждая по 100 домов. Куренем называли и отапливаемое жилище, над которым «курился» дым из трубы.
Казацкий дом строили из брёвен, однако в степном северном Причерноморье леса не хватало, поэтому строили глиняные мазанки из собранных в степи камней разной величины, иногда дома строили из самана, одного из древнейших строительных материалов — глина смешанная с измельчённой соломой, сформованная в виде кирпича и высушенная на солнце.
Царским Указом 1649 года, предписывал бани или, как их называли «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором», от жилых домов.
На казацком дворе строили большой жилой дом, в котором жила семья и маленький дом с глиняным полом, где располагалась летняя кухня, столовая и мыльня, отгороженное помещение за печкой, где стояла большая бочка с водой. Из печки доставали горячие камни, поливали их водой, парились, сидя на лавках, затем мылись, обливались холодной водой, доставая её из бочки деревянными вёдрами, их назвали цебарки, в Орловской области цыбарка — железное ведро (нем. Zuber) бадья. Пол мыльни делали с наклоном для слива воды.
Казаки были большими мастерами в устройстве бани, а знахари с помощью настоек и трав, лечили различные травмы. Мыльня помогала казакам собраться с силами, отдохнуть. Казаки использовали банные веники, их заготовка представляла собой целый ритуал. Срезали молодые ветки в дни церковных праздников, читая специальные молитвы, сушили ветки в тени, хранили в доме.
Самый древний способ топить русскую баню – это топка «по-чёрному», она сохранилась до наших дней в западной Украине, и в Сибири, и в Финляндии. В банях «по-чёрному» печь строили без дымовой трубы, и дым из печи выходит через небольшое открытое оконце. Когда печь хорошо разогревалась, топить её прекращали, помещение проветривали, стены парилки окатывали водой, чтобы из парилки ушёл угарный газ. Затем закрывали окна и двери, и начинали париться, подавая воду на печь для образования пара. Баня с топкой «по-чёрному» имеет особый дымный дух от деревянных стен, пола и потолка бревенчатого сруба. При этом, чёрная сажа и копоть оставались на стенах парилки, что и стало причиной названия бани «по-чёрному». Топить баню «по-чёрному» было не просто, можно было и угореть от угарного газа.
Когда западная окраина Руси попала под власть Польши, поляки ввели налог на крышу, чем больше крыш в хозяйстве, тем больше налог. Природные ресурсы — леса и озёра стали принадлежать польской шляхте, а народу, пришлось отказаться от отдельной банной постройки, с целью экономии и уменьшения налога. К тому же вводились польские правила жизни, а у поляков не принято было часто мыться. Русские быстро распознали поляка в Лжeдмитрии, заметив, что тот не моется в бане (1605 год).
Западные украинцы привыкли вместо бани летом купаться в реке, а зимой — мыться дома в деревянном корыте, которое называлось «нoчвa», как и в Белоруссии. Мылись перед большими церковными праздниками, а весь процесс мытья проходил посреди натопленной кухни.