Что русские классики предсказывали России

достоевский о русских

Существует научная теория, относительно того, что люди, занимающиеся литературным творчеством, в разной степени наделены пророческим даром. Вероятно, в этой гипотезе есть зерно правды, поскольку в литературных произведениях некоторых русских писателей находятся предсказания, удивительным образом сбывшиеся спустя много десятилетий.

Федор Достоевский (1821 — 1881)

В 1877 году Федор Достоевский в ежемесячном издании «Дневник писателя» предсказывал трагические события кровавого 1917 года, поменявшие направление развития не только России, но и мира:

«Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясёт все царства мира изменением лика мира всего…».

Предвидел Достоевский и ожесточенную борьбу новой власти против Бога:

«Бунт начнётся с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут разрушать храмы и превращать их в стойла…».

Читая записи Федора Михайловича, возникает ощущение, что он мог перемещаться во времени и какой-то период прожил в коммунистическом СССР, настолько точными оказались его пророческие мысли о тоталитарном обществе:

«И попадут и народы, и общества из-под одного ига крепостнического — в другое, ещё более страшное, добровольное, духовное, моральное крепостничество».

Описывая активистов революции, он полагал, что эти личности, прикрывшись маской общечеловеческого равенства и блага, для достижения своих целей

«будут проповедовать народное просвещение, презирая народ. Учить патриотизму, ненавидя Россию, исповедовать гуманизм, будучи человеконенавистниками».

Мистическим образом Достоевский предугадал разрушение отношений между славянскими народами:

«Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! — писал в 1877 году Достоевский.

Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросят у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени».

Хотя то, что он писал, касалось периода, когда Россия избавит славян — братьев по вере от турецкого ига, сценарий их поведения поразительным образом совпадает с тем, как эти самые государства ведут себя с Москвой в наше время, отказываясь признать её заслуги в освобождении от фашизма.
Достоевский писал о том, что, получив свободу, эти народы убедят себя в том, что единственным их защитником были европейские державы, благодаря вмешательству которых освободившая их Россия, не смогла включить новые земли в состав своего государства.
Эту лживую доктрину братья-славяне очень быстро возведут в научную истину, которая впоследствии разовьётся в политическую русофобию, и тогда братья-славяне «даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России».

Достоевский настаивал, что стремясь стать полноценной частью Европы, неблагодарные славяне со всех трибун, будут возвещать что представляют собой потомков образованных европейских племён, не имеющих ничего общего с варварской Россией.
Однако перед лицом реальной угрозы слаяне вновь обратятся к старшему брату, поскольку в такие моменты они инстинктивно ощущают, что Европа их враг, а Россия – гарант безопасности.

Михаил Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)

В 1869 году Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин написал произведение «История одного города», вымышленный сюжет которого загадочным образом воплотился в реальность во времена правления Иосифа Сталина.

Современный читатель легко узнаёт в городе Глупове советское государство, в котором вольнодумцы считались закоренелыми преступников, их судили строже уголовников.
Сближала оба общества представление о необходимости жертв ради достижения всеобщей цели, гонения на науку, аресты, беспрекословное исполнение приказов, повсеместные обыски, бесчеловечные условия труда, довлевшее над всеми чувство страха и многочисленные лагеря для заключённых.

Предвидел Салтыков-Щедрин и то, что в СССР увлекутся масштабными проектами, будь то гигантские стройки коммунизма, создание новых морей, поворот течения сибирских рек и прокладка руками заключённых водных каналов.
С одинаковым усердием власть в городе Глупове боролась с наследием прошлого, уничтожались ценные памятники архитектуры и сносились старые дома, чтобы на их месте вытянуть в струнку однотипные безликие постройки. Власти переименовывали города и улицы, упраздняли прежние народные и православные праздники и учреждались новые. Удивительно, что два официальных праздника города Глупова отмечались весной и осень, так же как и в СССР — 1 Мая и 7 Ноября.

Во всех неудачах глуповцы обвиняли враждебные силы. Кстати Михаил Евграфович сумел заглянуть даже несколько вперёд, поскольку упомянул в своей работе о том, что в городе Глупове по приказу властей сеяли что угодно. Не напоминает ли это хрущёвскую кукурузную кампанию?
А самое поразительное то, насколько тиран-губернатор Угрюм-Бурчеев оказался похожим на товарища Сталина: беззвучный голос, по-солдатски невозмутимая уверенность, испепеляющий взгляд, застёгнутый на все пуговицы военный сюртук и одинаковая смерть – оба упали и погрузились в вечный сон.

Андрей Платонов (1899 — 1951)

Советский писатель Андрей Платонов в своём произведении «Город Градов» предсказывал, что коммунистическое государство погрязнет в коррупции, а бюрократия превратится в правящий класс. А в повести «Котлован» Платонов описал утопичные идеи коллективного строительства земного рая — коммунизма, и предрекал развал тоталитарной системы с появлением мыслящих людей.

Евгений Замятин (1884–1937)

Написанный Евгением Замятиным в 1920 году роман «Мы» содержит в  пророчества, воплотившиеся как в тоталитарном советском государстве, так и в современном обществе.
В точности описав все пагубные стороны повального контроля, он предрек возведение Стен, как инструмента отчуждения (Берлинская стена).

E-Commerce — Image by Images.com/CORBIS

Замятин предсказал появление бездушного человека эпохи всеобщего потребления, запрограммированного лишь на поглощение пищи и низкопробных зрелищ, не способного самостоятельно думать и фантазировать.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org