Врачи предупреждают родителей о возможности наступления синдрома 7 сентября у первоклассников и школьников начальной школы. Что нужно делать и не делать, чтобы избежать выгорания ребенка в начале учебного года?
За неделю до начала нового учебного года у детей начинается волнение. Школьники, особенно первоклассники примеряют школьную форму, перебирают учебники, ручки и карандаши и немного боятся. Это и понятно — для детей, особенно маленьких, начинается новый этап в жизни.
Что такое «синдром 7 сентября»?
С 1 сентября у школьников начинается слом. После летних каникул, позднего подъёма, отсутствия режима питания и летней вольницы в сентябре дети встают в 7 утра, полдня сидят за партами, делают домашние задания, едят по часам. Это неизбежно приводит к спаду сил к концу первой недели в школе.
После первой недели обучения мы фиксируем резкий всплеск респираторных заболеваний. Собрались дети, в России их 17 миллионов 400 тысяч, сели за парты, а дальше появляются учебные нагрузки: надо сидеть на уроке, надо подготовить домашнее задание, надо рано вставать, плюс синдром массовых заболеваний, когда школьники начинают обмениваться вирусами. <…> Короче, после первой недели у ребёнка наступает спад активности. И мы с вами ломаем голову, как же так – целое лето отдыхал, а уже нервничает, плохо спит, не ест, и какая-то у него депрессия наступает, а еще и сопли появились», – отметил Онищенко.
Родители, у которых есть дети-школьники, сталкиваются с этим каждый год. Через неделю школьных занятий ребёнок уже не бодр и не весел. К воскресенью жди скандала или плохого настроения. Дети жалуются на недомогание. На второй неделе школы некоторые заболевают, а родителей других вызывает классная или директор и жалуются на поведение.
Ранние подъёмы и новая обстановка
Любому ребёнку в первом классе приходится не легко. Не спасает от стресса и то, что он ходил в подготовительные классы, и то, что он общителен и активен — все равно, школа — это стресс. Педиатр Елена Парецкая из Петербурга напоминает родителям, что здоровье и психика у детей очень тесно связаны:
«Психика и здоровье ребёнка тесно связаны, при напряжении и стрессе организм подсознательно ищет способ разгрузиться — болезнь, простуда, недомогание — это своеобразный способ побыть дома, отдохнуть и прийти в себя. И малыш не специально это делает, он не симулирует — организм сам защищается от перегрузок, берет для себя „паузу“, чтобы все осмыслить, разложить по полочкам и потом уже приступить к активной работе.»
В новой обстановке иммунитет ребёнка снижается, и наступают простуды, кашель, насморк и апатия, поэтому детей надо постепенно готовить к новому распорядку дня.
Иммунитет закономерно снижается, нервная система истощается — вот вам и простуда, кашель, насморк и вялость. Родителям важно знать о подобном сценарии, и заранее начать готовиться к школе не 30–31 августа, а хотя бы с первой недели месяца.
Рецепт простой — готовьте своих детей заранее
Врачи советуют начать подготовку детей к школе с 1 августа. И речь не идёт о покупке тетрадок и ручек, а введении нового «старого» режима дня, с ранними подъемами, с выверенным режимом питания, правилами гигиены. Тогда и ребенку будет легче начать учебный год, а не выпасть с самого начала на две недели из-за болезни.
Что же нужно делать?
— Вместо позднего засыпания и столь же позднего подъёма начинайте приучать детей вставать в 7 утра — это им сильно облегчит жизнь.
— Пора вернуться к размеренному режиму питания. Вместо «сделай бутербродик» нужно кормить ребенка завтраком, обедом, полдником и ужином. Желательно это делать в одно и то же время.
— Следите за тем, чтобы ребенок чистил зубы по утрам и перед сном, делайте с ним зарядку — это укрепит иммунитет.
— Разговаривайте со своим ребёнком о том, что ждёт его в школе. Расскажите ему, так прошёл Ваш первый учебный день, как прошло 1 сентября у его братьев и сестёр. Посмотрите список детей его класса, может быть, Вы найдете там знакомых — детей их детского сада или соседей. Это поможет ребёнку преодолеть страх неизвестности.
— Даже если первый школьный день прошёл нормально, синдром 7 сентября может проявляться не только в виде болезни, но и в потере аппетита и нежелании малыша играть с любимыми игрушками. Если ребенок не рассказывает о школе, примите это как тревожный сигнал.
— Вдохновляйте своего ребёнка на новые успехи, но не требуйте от него пятерок. Если школьник видит, что родители недовольны его результатами, это может привести к потере интереса к школе. Родительские разочарования — это прямая дорога к стрессу, мигрени, болезни.
Если ребёнок все-таки заболел
Не всегда болезнь — это следствие стресса школьника. Дети приходят в школу и обмениваются вирусами, так что велика вероятность, что ребёнок подхватит какую-то инфекцию. Геннадий Онищенко советует:
«Что касается инфекционных заболеваний, мы знаем, что делать: подлечить, дать поспать, витамины не надо забывать давать, а самое главное — поддержку психологическую. Нормальный режим питания, нормальный режим отдыха, сон, адекватные физические нагрузки и дать почувствовать, что вы неравнодушны».
Уже сейчас родителям школьников необходимо позаботиться о том, чтобы переход от беззаботного лета к напряженной осени для детей прошел безболезненно, считает академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко.
«Следующую неделю в конце августа мы должны использовать для системной подготовки: осмотреть ранцы, портфели, школьную одежду. А иммунитет мы укрепим целой системой мер. Первое: эту неделю используем для того, чтобы вернуть детей в режим учебного года. Если летом они могли в 23 часа лечь спать, потом спать до 12 дня, то сейчас давайте, чтобы они ложились вовремя и пробуждать их в 7 часов. Питание тоже очень важно. Эту неделю мы должны их втягивать в ритм питания. Не когда захочу – схвачу со стола, а вовремя позавтракал, пообедал, пополдничал и поужинал. Надо вернуть ребенка в режим гигиены – зубы почистил, зарядку сделал», – сказал Геннадий Онищенко.
Эти простые правила помогут избежать «синдрома 7 сентября» – стресса, усталости и, как следствие, респираторных заболеваний, возникающих после первой недели обучения, продолжил Онищенко.
Для любого школьника, особенно первоклассника, это очень сложный период, и от родителей требуется большое внимание к проблемам детей, подчеркнул он.