Поминовение усопших – особо значимый ритуал у всех народов. Народный и христианский день поминовения «Дедовские плачи» отмечается 7 ноября (25 октября по старому стилю). В этот день Православная церковь почитает память мученика Анастасия, святой праведной Тавифы, одной из первых христианок города Яффы, мучеников Маркиана и Мартирия. Другие названия праздника: «Мартирий», «Маркиан», «Анастасия»….
В старину считалось, что 7 ноября плачет Матушка – Природа дождём или снегом, а человек – горькими слезами. В этот день скорбит весь белый свет, поминая всех умерших предков, родных.
Традиции и обряды на «Дедовские плачи» .
Главные традиции 7 ноября — ритуальные плачи, воспоминание умерших родственников или друзей.
Своих умерших родичей охраняющих род принято почитать 25 октября (по новому стилю 7 ноября) Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков.
На Руси в этот день полагалось обязательно сходить на кладбище, привести в порядок могилы, зажечь на могиле церковную свечу — символ вечной жизни, помянуть умерших и просить: «Поминайте и вы нас в Царствии Господнем». В этот день должны были плакать все женщины и девушки. Плач начинали с причитаний о тяжелых воспоминаниях и о тех приметах, которые были увидены накануне. Считалось, что если самому не прийти на могилу предка, он придёт в дом сам, а вместе с душой покойного приходила и энергия смерти.
На погосте в прежние времена было не принято есть и пить, особенно алкоголь. Придя домой, накрывали обильный стол, стараясь приготовить те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники. Оставшуюся после поминок еду следует обязательно раздать нищим и попросить их помолиться за умерших. Если не подать милостыню нищему, то это может привести к большим неприятностям.
— Вечером зажигали свечи и просили помощи-совета у умерших.
В этот день полагалось оказать помощь сиротам и обездоленным, ведь их жизнь обычно была несладкой. Недаром наши предки говорили: «В сиротстве жить — день-деньской слезы лить». Как и нищие, сироты считались обделенными счастьем и удачей, поэтому о детях, оставшихся без родителей, обычно заботились всей деревней. Обманывать или обкрадывать сироту считалось страшным грехом. Если сирота помолится Богу в этот день, её молитва будет услышана.
На «Дедовские плачи» не принято было вспоминать:
Убийц детей.
Братоубийц.
Самоубийц.
Людей, проклявших свой род.
Покойников, похороненных за пределами кладбища, без соблюдения обычаев.
Приметы и поговорки на «Дедовские плачи» .
«На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель — всей зимушке-зиме быть с теплинами».
«На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу».
Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются».
«На дедовой неделе и родители вздохнут». «Живы родители — почитай, а умерли – поминай». «Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки».
«Русский человек без родни не живёт». «Мужик своей роднёю крепок».
У погоды в этот день тоже существовали свои приметы. Если осиновые листья в листопад легли лицом вверх, то зима будет морозной, коли навыворот — то следует ждать мягкой зимы. Если погода стоит сухая, то скоро ударят морозы с метелицей.
Звезды светят тусклым светом – день будет ненастным. Если 7 ноября стоит сухая погода, то зима будет морозной и с метелями. Если листья во время осинового листопада упали вверх лицом, то зима будет морозной, а если наоборот, то тёплой.
— На «Дедовские плачи» особые приметы существовали для торговцев — им, например, запрещалось в этот день есть хлеб. А если торговая деятельность связана с зерновыми культурами, то в этот день лучше оставаться на одном месте и не разъезжать, иначе не будет удачи.
Родившиеся 7 ноября наделены трудолюбием и работоспособностью, сдержанностью и терпением. Им дана способность облегчать чужие беды. Носить им следует горный хрусталь.
Во многих селах и городах, традиции чтят по сей день.
«День 7-го ноября — красный день календаря…» день Октябрьской Революции 1917 года. Профессиональные историки и простые обыватели долго ещё будут спорить о том, чем она была для России — благом или злом. После Октябрьской Революции началась страшная, братоубийственная Гражданская война. До 1991 года День 7 ноября был главным праздником СССР и назывался — День Великой Октябрьской социалистической революции.
В течение всей советской эпохи 7 ноября был «красным днем календаря», то есть государственным праздником, который отмечали не только особым цветом в ежедневнике, но и обязательными демонстрациями трудящихся, проходившими в каждом городе страны. История этого праздника закончилась с распадом Советского Союза и развенчанием коммунистической идеологии. В современной России праздник был переименован сначала в День согласия и примирения сторонников разных идеологических взглядов, а затем и упразднен вовсе. Впрочем, в некоторых бывших республиках СССР он существует и по сей день.
8 ноября – Дмитриев день — день всеобщего поминовения павших воинов.
Дмитриев день — по народному календарю последняя родительская суббота в году, когда почитают предков. Проводили заговоры от тоски. В субботу перед днём святого Димитрия на Руси справляют прощальные поминки-тризны по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывают постными и называются «Деды» или «Дедовские плачи» , а в субботу скоромными и называются «Бабы» . Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.
В 1903 году был издан императорский указ о совершении в День Дмитриевской субботы в войсковых частях служить панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». В XIX веке становится общепринятым мнение о связи Дмитриевской субботы с днём памяти воинов, погибших в Куликовской битве.
Славянские обряды.
Празднование родительской субботы начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. В субботу готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и вешают рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.
Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных.
«Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души. Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, — но бывает (и нередко), что наоборот — начав поминаньем, сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее. В этот праздник мёртвых можно наблюдать в народной Руси «радование» живых».
Поговорки и приметы.
Примечали погоду: «Если Дмитриев день без снега, то и Пасха будет теплая», «Коли Дмитрий на снегу, и Святая Пасха со снегом – весна будет поздняя», «Если на Дмитрия оттепель, то всей зиме быть с мокрыми теплинами», «До Дмитрия устанавливается каждая третья зима».
«Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином.»
«Без пива, да без вина — и не поминки.» «Человек рождается на смерть, умирает на жизнь».
«Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом — всё полегчает».
«Добром поминай, зло забывай».
«Дмитриева суббота — кутейникам работа». «Пей, не жалей — поминай веселей».
«С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее».
«На Дмитрия девки хитрые» (они собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда).
«С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки». «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота».