День инженерных войск

День инженерных войск -21 января

21 января – памятная дата отечественной военной истории. Более 320 лет назад в этот день в структуре российских войск появились инженерные войска. Официально они ведут свою родословную с 1701 года, когда была основана «Школа пушкарского приказа», или «Школа математических и навигацких наук», как любил её называть Пётр Великий. Это учебное заведение стало предтечей не только профессиональных военных артиллеристов инженеров и моряков, но и многих будущих гражданских инженерных факультетов. А инженеры с этого времени стали надежной опорой российских вооруженных сил во всех предстоящих военных конфликтах.

Школа математических и навигацких наук- сухарева башня

Инженеры прошлого

С началом войн как противостояний организованных армий войскам требовались обеспечение, укрытие, оборудованные позиции и другие технические и инженерные изобретения, облегчающие армейскую жизнь.

Гуляй-город-вагенбург-с-гравюры-XV-века.

Задачей инженерных войск армиях древности была прокладка новых дорог, наведение мостов или иных переправ, оборудование походных привалов, с оборонными функциями, известных, как «гуляй-город».

Главные римские дороги строили не рабы и даже не наёмные рабочие, а армейские подразделения, так как строительство дорог имело стратегическое значение, и рассматривалась как военный объект.

Староримской-дороги-Чертова-Лестница.-Фирсов-Л.-1973

Каменные дороги через перевал в Таврии прокладывали римские легионеры во второй половине I века н. э.  Древнеримская дорога «Via militaris» в Крыму соединяла два крупных римских гарнизона – Херсонес и крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, проходя вдоль побережья через перевал Чёртова лестница в Байдарскую долину и далее через римскую крепость «Symbolum portus» Симбалон (Балаклава) в Херсонес.

В Ассирийской империи за 1000 лет до н.э. официально существовали «землекопные отряды», которые с оглядкой на эпоху мы смело можем назвать инженерными войсками. Задачами этих древних инженеров были прокладка дорог, наведение мостов или иных переправ, насыпь холмов для подхода к стенам врага, или наоборот, рытьё подкопов под ними, строительство полевых лагерей или постоянных крепостей или укрепление городов стенами, рытьё рвов и других препятствий.

Ассирийцы, впервые выделившие инженеров как отдельный род войск, достигли небывалых успехов на военном поприще. Не зря память об их военной империи жива до сих пор. Они сноровисто умели строить временные мосты через реки, если не было и такой возможности, сооружались специальные плоты, или реки вовсе пересекали на специальных мешках-бурдюках наполненных воздухом.

Военное искусство Древнего Востока во многом строилось на инженерных достижениях Ассирийской империи. Можно вспомнить гигантский мост, по которому персидская армия царя Ксеркса пересекала море. Известные сооружения — стены Вавилона, так поразившие царя Александра Македонского и его воинов.

Интересно, что обычай сооружать полевой лагерь, приписываемый римлянам, существовал и ранее на Востоке, но римляне довели эту традицию до совершенства, сооружая его на каждый ночлег. Кстати, многие города Европы и есть бывшие римские военные лагеря. А вот отмечать государственную границу стенами, так называемыми валами, это уже римское инженерное изобретение.

Арка крепости на Мангупе

Арка крепости на Мангупе

В средние века инженерные войска занимались, в основном, строительством крепостей и замков и решениями по их удачному штурму – там, где наравне с артиллерией мог быть применен и подкоп, и различные виды осадных машин, тараны или башни, а также поджоги деревянных элементов или вовсе разборка каменной стены.

Константиновская батарея в Севастополе

Константиновская батарея в Севастополе

С появлением огнестрельного оружия война принимает всё более маневренный характер, армии начинают двигаться всё быстрее. Установка орудий на корабли потребовала и сооружения береговых оборонительных позиций. Качественный скачок совершают все виды укреплений, и полевых и долговременных: появляются редуты, кронверки, донжоны, флеши и другие виды, рассчитанные на то, чтобы выдержать попадания из орудий.

В 1701 году Пётр I, учреждая новый род войск, делит его на два типа, известные нам всем: инженерные и сапёрные войска.

Константиновская батарея в Севастополе

Константиновская батарея в Севастополе

Багратионовы флеши в Бородинском сражении или оборона Севастополя в Крымскую войну станут отличными примерами для понимания изменившегося характера инженерных оборонительных сооружений.

1 мировая -война-солдаты

Страшные новинки ХХ века.

Первая Мировая война стала поистине триумфом всей полевой инженерной и фортификационной мысли. Технологии Первой мировой изменили ход истории. Никогда ни до войны, ни после уже не создавались линии окопов и траншей пересекающих всю Европу, укрепрайоны, многокилометровые минные поля, крепости выдерживающие попадания многотонных снарядов, и другие страшные новинки военного дела.

-план брестской крепости

Все наработки, накопленные поколениями российских инженеров и саперов, пригодились нашим войскам в ходе начавшейся Великой Отечественной войны. Причём мы можем чётко разделить задачи наших инженерных войск в соответствии с развитием боевых действий на советско-германском фронте. Первую половину войны, до 1943 года, советские инженеры и саперы выполняли оборонительные задачи, взрывали мосты и переправы, оборудовали завалы из деревьев на дорогах и минные поля, затрудняя продвижение танковых колонн противника.

Эвакуировали, ремонтировали и в полевых условиях совершенствовали военную технику. Укрепляли города, героически державшие оборону: Одессу, Ленинград, Севастополь, Москву, Сталинград… Создавали и грандиозные полевые укрепрайоны, как во время оборонительных боев на Курской дуге.

брестская крепость

Следующей фазой Великой Отечественной войны стало наступление Красной армии. Здесь наши инженерные войска поистине оправдывали старое европейское название этого рода войск – пионеры, идущие впереди. Теперь уже нашим инженерным войскам приходилось снимать минные поля, штурмовать позиции или укрепленные города-крепости фашистского рейха, прокладывать дороги и наводить переправы. Наши инженеры проявили себя с лучшей стороны.

Вспомнить хотя бы проложенную за считанные дни железную дорогу при прорыве блокады Ленинграда, или мосты-переправы через реки, которые прокладывались ниже уровня воды, чтобы быть незаметными для авиаразведки противника. Сапёры же, стали виртуозами снятия минных полей и костяком тяжеловооруженных и бронированных штурмовых групп, вооруженных по последнему слову техники. Огнемёты, автоматическое оружие, взрывчатка и индивидуальные бронежилеты, позволяли им с минимальными потерями вскрывать оборону противника, как консервную банку.

Вертолет Ка-27 во время учений

Славные традиции работы инженерных войск в наше время.

Отечественные инженерные войска проделали огромный путь. Накопился теоретический и практический опыт, который позволил совершить качественно новый скачок в развитии современных инженерных войск. За вторую половину ХХ века СССР нашел массу возможностей для усовершенствования применения инженерных и саперных частей.

Понтонный парк ПП-91

Переправа даже через самую крупную реку теперь осуществляется за считанные часы, а для некоторых инженерных подразделений – минуты! Причём у инженеров есть выбор: соорудить понтонный мост, по которому можно пустить даже поезда, или перевезти технику и личный состав армии при помощи специального транспорта.

Заложить километры минных полей теперь можно, пустив в нужном направлении 5-10 специальных машин, которые буквально усеют поле всеми типами мин, а если потребуется его перейти – то инженерные комплексы разминирования позволят проделать в нём проходы за минуты.

Инженерные войска ведут ремонт поврежденной или сломанной техники при помощи полевых ремонтных и эвакуационных машин и мастерских может быть произведен прямо на дороге.

инженерные войска в сирии

Российские инженеры и сапёры в наши дни стали достойными продолжателями традиций предшественников. Особенно ярко они проявили свои таланты в начавшейся недавно миссии в Сирийской арабской республике. В чистом поле за короткое время была построена суперсовременная авиабаза Хмеймим. Она обнесена новейшими типами укреплений и при этом надежно прикрыта инженерными сооружениями, а личный состав и техника находятся в комфортных условиях. За короткое время инженерные войска переоборудовали пункт материально-технического обеспечения российского флота в Тартусе, сейчас он выглядит как современная военно-морская база. А наши сапёры, используя новейшее снаряжение, технику и спецсредства, блестяще проявили себя при разминировании Алеппо, Пальмиры и других регионов Сирии.

Таким образом, смело можно сказать: традиции наших инженерных войск бережно сохраняются, работа их совершенствуется и пополняется новыми изобретениями инженерной мысли.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org