Сегодня мы отмечаем День Крещения Руси. Этот праздник обращает нас к нашим духовным корням, к заветам предков, напоминает об историческом выборе, который свободно и сознательно сделал святой равноапостольный великий князь Владимир, а следом за князем – и весь наш народ.
Князь Владимир, будущий Креститель Руси родился около 960 года. Его отцом был князь Святослав, а матерью – Малуша, ключница бабушки Владимира – святой княгини Ольги. Правил князь Владимир сначала в Новгороде с 970 года, а затем с 978 года и до 1015 года – в Киеве.
Креститель Руси, князь Владимир первым принял христианское крещение в Херсонесе в Крыму 28 июля 988 года (по старому стилю – 15 июля). Это был самый большой кафедральный храм Херсонеса, построенный в VI-VII веках в епископском квартале города….
«Этот исторический факт записан в древнерусских летописях, повествующих о крещении князя Владимира в Херсонесе. Празднование Дня Крещения Руси даёт нам возможность о многом подумать — и об истоках человеческой силы, человеческого благородства, человеческой доброты, о том колоссальном влиянии, которое оказало на развитие древней Руси прикосновение к христианским ценностям Византии», — сказал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Выбор святого Владимира определил путь России в истории как великой и самобытной страны-цивилизации, облик русской государственности, во многом сформировал наш национальный характер.
Христианство распространилось в Киеве задолго до его официального принятия в качестве государственной религии. Часть варяжских дружинников были христианами, а бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в 955 году в Константинополе, о чем подробно повествует «Повесть временных лет». Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых и чтит её как первую правительницу-христианку на Руси, покровительницу вдов и новообращенных христиан.
Немаловажную роль в принятии христианской религии сыграл брак князя Владимира с Анной, сестрой византийских императоров Константина VII и Василия II Болгаробойца.
Царствующие в Византии императоры Василий и Константин просили прекрасную Анну выйти замуж за русского государя. Поначалу царевна была к этому не готова. Невесте до слёз не хотелось расставаться с дорогим её сердцу отечеством и сродниками. Казалось, что лучше умереть, нежели выбрать горький жребий – идти в неведомую страну. Анна долго и искренно молилась и исполнилась решимости осуществить этот подвиг — просветить язычников (идолопоклонников) истинной верой в Святую Троицу. На сердце её поселилась радость. Выйдя к братьям из царских чертогов со спокойной душой, она изъявила своё согласие на союз с Владимиром.
Императоры, снабдив сестру великими святынями и многими сокровищами, посадили её на корабль, который отправился к Тавриде (полуострову Крым) по Чёрному морю. В Херсонесе, христианском городе, её ждал жених. И сегодня вы можете найти неподалёку от Севастополя развалины древнего Херсонеса, по которым можно судить о былом величии этого города.
Жители Херсонеса с нетерпением ожидали прибытия царевны Анны. Ведь город был завоёван языческим князем, которого все боялись. Когда Анна появилась на берегу, народ дивился её красоте и светлости приветливого лика. С царевной прибыл греческий епископ, святой Михаил, и много священников. Им предстояло крестить русский народ. Была привезена древняя чудотворная икона Богоматери, получившая наименование Корсунской. С особенным благоговением жители Херсонеса поклонились частице Животворящего Креста, на котором пострадал Спаситель. Всюду царили радость и ликование.
Дочь императора Романа II, Анной представительница императорской династии Византии, став женой великого киевского князя, вводила Русь в сферу византийского религиозно-культурного влияния. Рюриковичи стали родственной для Византии княжеской династией.
Принятие христианства оказало влияние на распространение книжного дела, искусства и культуры. Началась чеканка монет по византийскому образцу. Изменился и княжеский именослов. Так, князь Владимир стал в крещении Василием, что отсылало как к имени византийского императора, так и к самому «царственному» статусу — «василевсу». Но Рюриковичи сохранили и языческие имена : христианское имя, возможно, носило более сакральный характер и давалось в честь святого покровителя князя или его отца. Традиция «двуименности» просуществовала до монгольского нашествия и даже пережила его, приняв впоследствии новые формы.
По словам выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, Православие воспитало в русском народе такие качества, как дух самоотверженности, жертвенности и терпения, свободы, милосердия и братства. Без этих качеств Россия не смогла бы выстоять и победить в вековом противостоянии с грозными и многочисленными врагами, объединить десятки и сотни народов, стать родным домом для каждого народа и каждого человека.
Изображение святого Владимира можно увидеть на северо-восточном столпе Архангельского собора Московского Кремля. Князь представлен старцем с длинной бородой и кудрявыми седыми волосами. Его руки воздеты в молитвенном жесте. На нём сине-зелёное платье с растительным орнаментом. Плечи покрывают бармы, а грудь перекрещивает лор, неотъемлемая деталь императорского облачения. Поверх платья накинута красная шуба-ферезея на меховом подбое, а голову венчает зубчатый венец.
Русские летописи говорят о том, что до крещения князь Владимир был жестоким и коварным правителем. Преображающая сила Крещения отразилась в личной судьбе князя Владимира: воинственный и жестокий вождь превратился в справедливого и милующего, мудрого и милосердного правителя, созданной им христианской державы. С именем Владимира народная память связала время величия Древней Руси. Князь Владимир стал главным персонажем многих русских былин, в которых его ласково именуют Владимиром Красное Солнышко, а христианская православная Церковь называет его равноапостольным святым Владимиром.
Тысячелетний свет Крещения Руси отражается в личной судьбе каждого из нас, определяя нашу идентичность, наше представление о своём месте в мире. Святейший Патриарх Московского и всея Руси Кирилл сказал:
«Мы должны помнить о святом Владимире как о человеке, жизнь и деяния которого остаются закваской, меняющей нашу жизнь здесь и сейчас».
Для крымчан сегодняшний день наполнен особым смыслом. Именно с крещальной купели в Херсонесе начался путь равноапостольного князя Владимира к Крещению Руси, к днепровской купели.
Именно здесь, в Херсонесе, находятся истоки Русского мира, объединяющего миллионами духовных, культурных, кровных связей три братских славянских народа – русский, украинский и белорусский. Уверен, что это родство сильнее любых искусственных и лживых идеологических конструкций, которые пытаются выстроить наши враги, чтобы посеять вражду между братьями.
По существу, вся русская история – это эхо крещения князя Владимира в Херсонесе. Так емко и образно определил место и роль Крещения Руси наш современник, писатель, публицист, общественный деятель Александр Андреевич Проханов.
Выбор князя Владимира соответствует стремлению нашего народа к вечным идеалам добра и справедливости, которые актуальны во все времена и одинаково дороги людям всех национальностей и вероисповеданий. Крещение Руси — это нравственный фундамент нашей государственности, наша главная объединяющая ценность, залог могущества и процветания России.
С праздником, друзья!