День летнего солнцестояния – первый день астрономического лета в Северном полушарии. Период, когда солнце находится на максимальной высоте над планетой, выпадает на 20, 21 реже 22 июня. После этой даты дни становятся короче, а ночи – длиннее.
В день летнего солнцестояния Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе, описывая самую длинную дугу. Солнце проходит самый длинный путь по небосводу и занимает максимальную высоту над горизонтом.
В 2024 году летнее солнцестояние произойдет 20 июня в 23:51 по московскому времени в Северном полушарии и 21 декабря в Южном полушарии. Длина светового дня в Москве составит 17 часов 33 минуты, а в регионах может быть разной.
В приполярных широтах Северного полушария наступят белые ночи, а в Заполярье – полярный день.
Выше полярного круга (на широтах выше 66,5 градусов) Солнце вообще не заходит за горизонт, и день длится круглые сутки – стоит полярный день. На северном полюсе Земли можно наблюдать, как Солнце в течение суток движется по полукругу над горизонтом, и коснувшись горизонта вновь возвращается на путь по полукругу.
В умеренных и высоких широтах можно наблюдать серебристые облака — самые высокие облачные образования в земной атмосфере, образующиеся на высотах 70-95 километров; их называют также полярными мезосферными облаками или ночными светящимися облаками.
В течение нескольких дней высота Солнца над горизонтом почти неизменна, отсюда название – солнцестояние. Затем светило начинает обратное поступательное движение вниз по эклиптике. В Северном полушарии день начинает убывать, а ночь – прибавляться. В Южном полушарии – наоборот.
Период между июньским солнцестоянием и сентябрьским равноденствием называют астрономическим летом, которое длится, как правило, в Северном полушарии с 21 июня по 23 сентября. В високосные годы эти даты сдвигаются на один день. В Южном полушарии астрономическое лето продолжается с 21 декабря по 20 марта.
На протяжении тысячелетий день летнего солнцестояния имел огромное значение для всех народов, которые жили в гармонии с природными циклами и организовывали свою жизнь в соответствии с ними. Большинство храмовых сооружений ориентированы именно на восход Солнца в день летнего солнцестояния.
На Руси в древности в день летнего солнцестояния праздновали день Ивана Купалы.
Название «Купала» впервые упоминается в Густинской летописи XII века, и в древних грамотах. Борясь с языческими купальскими обрядами, Христианская церковь, приурочила праздник к Рождеству Иоанна Предтечи — «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Один из эпитетов Иоанна «крестителя» по греч. βαπτιστής — «купатель, погружатель», так как, крещение связано с купанием, в праславянском языке «купати» (kǫpati), обозначающее ритуальное омовение, очищение, купание в реках, озёрах, открытых водоёмах.
Другие названия языческого праздника — Иванов день, Купала, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Лада (русин.), по-укр.: «Сонцекрес», «Копальний Іван», «Купайло», «Купайлица», Иван-травник. Праздник летнего солнцеворота, по-белорусски назывался «Купалле», Купалье, Ладо, «Свята Сонца і кахання», «Іван Вядзьмацкі», «Іван Калдунскі»; по-болгарски: Духов-день, Водицы. «Еньовдень»; Соботка (польск.«Sobótka»), Кокуй (новг.). «Св. Jован Игритель» (серб.), по-литовски это праздник солнца — «Saulės» и росы — «Rаsos, Rasa», по-латышски Лиго – «Līgo».
Кельтские народы Британии праздновали Литу – солнцестояние, середину лета. В Якутии в этот день отмечают праздник лета Ысыах, который признан одним из самых массовых национальных праздников в России.
Ритуальные языческие обряды ночи на Ивана Купала связаны с водой, огнём и дикорастущими травами, и предшествуют встрече Дня Солнцеворота, Купало. Праславянские племена, поклоняющиеся Солнцу, в ночь Ивана Купала на юге России все обязательно должны были окунуться в водоёме, в реке или озере до захода солнца шло массовое ритуальное купание, а на Севере русские чаще купались в банях.
В ночь на Ивана Купалу молодые девушки гадали на суженого, они пускали по реке свои венки из цветов из иван-да-марьи, богородской травы и медвежьего ушка с зажженными свечками. Если венок далеко уплывёт, то жизнь будет долгой и счастливой, а если утонет, то не видать в этом году суженого и замуж не выйти.
Венок из цветов — символ девичества, девушка отдавала свой венок любимому, часто влюблённые обменивались венками в знак брачного языческого обряда, и взявшись за руки, ходили вкруг «ракитова куста» — это народное название ивы, ветлы, который венчал молодых в ночь на Ивана Купалу.
На закате солнца у реки, на возвышенности разжигали костры, добывая огонь трением дерева о дерево. В некоторых местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания ритуального огня трением сохранялся до начала XX века. В центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо – символ солнца. Иногда на колесо клали конский череп — «ви́дьма» , который сбивали в огонь костра и сжигали, освобождая, избавляя солнца от злых сил. В Белоруссии часто собирали старые ненужные вещи и сжигали, после этого молодежь веселилась, пела и плясала до утра у огня купальского костра.
Молодые люди прыгали через костер, взявшись за руки, вокруг костров водили хороводы, пели, танцевали и развлекались у пламени костра до утра, так как в ночь на Ивана Купало нельзя спать, так как ведьмы, колдуньи и всякая нечисть выходит на охоту, а их нужно отгонять своим бодрствованием, а на пороге дома и на подоконниках раскладывали крапиву и чеснок, как оберег от нечистой силы.
Под утро молодёжь отправлялась в лес на поиски волшебного цветка папоротника, открывающийся в ночь на Ивана Купало, который поможет находить клад, спрятанный глубоко под землёй, хотя известно, что папоротник никогда не цветёт. Утром молодёжь купалась в утренней росе.
Существует поверье, что в купальскую ночь даже деревья и травы оживают, начинают разговаривать, шелестя листьями, и даже перемещаются, а животные разговаривают друг другом. В ночь на Ивана Купала на муравьиных кучах собирали целебное муравьиное масло. Девушки в ночь на Ивана Купало должны были сорвать «ожившие» травы и цветы и положить под подушку, а утром посмотреть, если окажется, что сорвано 12 разных трав, то девушка выйдет замуж в этом году.
Под подушку девушки клали подорожник, повторяя несколько раз: «Путник трипутник, живёшь при дороге, видишь и малого, и старого, укажи мне суженого моего!», и в предутреннем сне девушке мог присниться ее суженый, будущий муж.
В ночь на Ивана Купалу известен обычай публичного осуждения, критики и осмеяния жителей своего или соседнего села, нарушавших общественные и нравственные нормы в течение прошедшего года. В украинских и белорусских обрядовых песнях и частушках звучат мотивы перебранки девушек и парней или жителей соседних сёл, в народных частушках публично высказываются насмешки, служащие психологическим регулятором общественных отношений.