Народный праздник Ивана Купалы отмечают у славян 24 июня.
День Купалы на Украине и в Беларусии отмечают 7 июля западные и восточные славяне празднуют один из самых поэтичных обрядовых народных языческих праздников — Иван-Купала, Иванов день.
Праздник Иван-Купала известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса, и совершался во времена язычества в честь ярого бога Солнца Ярило (Купало) и его супруги светоносной Заре-Зарянице, красной девице. День летнего солнца– праздник наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых.
Название «Купала» впервые упоминается в Густинской летописи XII века, и в древних грамотах. Борясь с языческими купальскими обрядами, Христианская церковь, приурочила праздник к Рождеству Иоанна Предтечи — «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Один из эпитетов «крестителя» по греч. βαπτιστής — «купатель, погружатель», так как, крещение связано с купанием, в праславянском языке «купати» (kǫpati), обозначающее ритуальное омовение, очищение, купание в реках, озёрах, открытых водоёмах.
Иванов день, Купала, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Лада (русин.), по-укр.: «Сонцекрес», «Копальний Іван», «Купайло», «Купайлица», Иван-травник. Праздник летнего солнцеворота, по-белорусски назывался «Купалле», Ладо, «Свята Сонца і кахання», «Іван Вядзьмацкі», «Іван Калдунскі»; по-болгарски: Духов-день, Водицы. «Еньовдень»; «Sobótka» (польск.), Кокуй (новг.). «Св. Jован Игритель» (серб.), по-литовски это праздник солнца — «Saulės» и росы — «Rаsos, Rasa», по-латышски Лиго – «Līgo».
Языческий праздник летнего солнцеворота, самая короткая ночь в году, отмечается фестивальными мероприятиями во всех странах Европы. В Германии этот праздник называется Митт-зоммер-фест (нем. Mittzommerfest). Освоить немецкий язык и свободно читать и говорить по-немецки помогут курсы разговорного немецкого языка. Общими чертами празднования дня летнего солнцестояния в Европе является купания в реках, гадания, складывание огромных костров, танцы вокруг костра, факельные шествия.
Ритуальные языческие обряды ночи на Ивана Купала связаны с водой, огнём и дикорастущими травами, и предшествуют встрече Дня Солнцеворота, Купало. Праславянские племена, поклоняющиеся Солнцу, в ночь Ивана Купала на юге России все обязательно должны были окунуться в водоёме, в реке или озере до захода солнца шло массовое ритуальное купание, а на Севере русские чаще купались в банях.
В ночь на Ивана Купалу молодые девушки гадали на суженого, они пускали по реке свои венки из цветов из иван-да-марьи, богородской травы и медвежьего ушка с зажженными свечками. Если венок далеко уплывёт, то жизнь будет долгой и счастливой, а если утонет, то не видать в этом году суженого и замуж не выйти.
Венок из цветов — символ девичества, девушка отдавала свой венок любимому, часто влюблённые обменивались венками в знак брачного языческого обряда, и взявшись за руки, ходили вкруг «ракитова куста» — это народное название ивы, ветлы, который венчал молодых в ночь на Ивана Купалу.
На закате солнца у реки, на возвышенности разжигали костры, добывая огонь трением дерева о дерево. В некоторых местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания ритуального огня трением сохранялся до начала XX века. В центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо – символ солнца. Иногда на колесо клали конский череп — «ви́дьма» , который сбивали в огонь костра и сжигали, освобождая, избавляя солнца от злых сил. В Белоруссии часто собирали старые ненужные вещи и сжигали, после этого молодежь веселилась, пела и плясала до утра у огня купальского костра.
Молодые люди прыгали через костер, взявшись за руки, вокруг костров водили хороводы, пели, танцевали и развлекались у пламени костра до утра, так как в ночь на Ивана Купало нельзя спать, так как ведьмы, колдуньи и всякая нечисть выходит на охоту, а их нужно отгонять своим бодрствованием, а на пороге дома и на подоконниках раскладывали крапиву и чеснок, как оберег от нечистой силы.
Под утро молодёжь отправлялась в лес на поиски волшебного цветка папоротника, открывающийся в ночь на Ивана Купало, который поможет находить клад, спрятанный глубоко под землёй, хотя известно, что папоротник никогда не цветёт. Утром молодёжь купалась в утренней росе.
Существует поверье, что в купальскую ночь даже деревья и травы оживают, начинают разговаривать, шелестя листьями, и даже перемещаются, а животные разговаривают друг другом. В ночь на Ивана Купала на муравьиных кучах собирали целебное муравьиное масло. Девушки в ночь на Ивана Купало должны были сорвать «ожившие» травы и цветы и положить под подушку, а утром посмотреть, если окажется, что сорвано 12 разных трав, то девушка выйдет замуж в этом году.
Под подушку девушки клали подорожник, повторяя несколько раз: «Путник трипутник, живёшь при дороге, видишь и малого, и старого, укажи мне суженого моего!», и в предутреннем сне девушке мог присниться ее суженый, будущий муж.
В ночь на Ивана Купалу известен обычай публичного осуждения, критики и осмеяния жителей своего или соседнего села, нарушавших общественные и нравственные нормы в течение прошедшего года. В украинских и белорусских обрядовых песнях и частушках звучат мотивы перебранки девушек и парней или жителей соседних сёл, в народных частушках публично высказываются насмешки, служащие психологическим регулятором общественных отношений.