Премьера первого российского фильма в нашей стране состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длилась картина всего 7 минут.
После Октябрьской революции 1917 года российские кинопредприятия ещё около двух лет оставались в частных руках. Большинство их владельцев отрицательно относились к большевикам. В первые дни после установления советской власти они отказывались выдавать камеры и пленку кинооператорам, которые желали запечатлеть для истории революционные события. Руководство молодой советской республики быстро осознало всю важность развития кинематографа как мощного инструмента пропаганды революционных идей. Всем известна ставшая крылатой фраза В.И. Ленина:
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела.
Сама же дата издания Декрета Совнаркома — 27 августа — стала отмечаться как День советского кино, сегодня — День российского кино.
Декрет
от 27 августа 1919 года
О национализации кинодела
1. Вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории Р.С.Ф.С.Р. в ведение Народного комиссариата по просвещению.
2. Для этой цели Народному комиссариату по просвещению предоставляется право:
а) национализации по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства как отдельных фотокинопредприятий,так и всей фотокинопромышленности;
б) реквизиции предприятий и фотокинотоваров, материалов и инструментов;
в) установления твёрдых и предельных цен на фотокиносырье и фабрикаты;
г) производства учёта и контроля фотокиноторговли и промышленности и
д) регулирования всей фотокиноторговли и промышленности путем издания всякого рода постановлений, обязательных для предприятий и частных лиц, а равно и для советских учреждений, поскольку они имеют отношение к фотокиноделу.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами Правительства В. БОНЧ-БРУЕВИЧ.
С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский.
С зарождением кинематографа в России связано имя Александра Алексеевича Ханжонкова (1877-1945) — организатора и руководителя первого крупного кинопредприятия в России.
В декабре 1906 года Ханжонков основал Торговый дом «А. Ханжонков и Ко»
Предприятие в основном занималось выпуском художественных кинофильмов — объем мог достигать более 20 картин в год.«с целью производства и торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов»
В 1911 году на экраны вышел первый в Российской империи полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный А. А. Ханжонковым и В. М. Гончаровым. В том же 1911 году при киноателье появился научный отдел, где создавались просветительские и этнографические картины на разные темы, различная хроника и даже мультипликационные фильмы.
В 1910-х гг. Торговый дом Ханжонкова становится лидером кинопроизводства, у него работали первые звёзды российского кино.
Вскоре предприятие расширяется — в 1912 году начинается строительство киностудии на Житной улице, оборудованной новейшей техникой того времени, в 1915 году — создание фабрики по производству киноаппаратуры. Увы, фабрика так и не была достроена.
Первый в мире сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке В. А. Старевича — вышел в прокат уже в 1912 году. Использование спецэффектов в картине стало прорывом в игровом кино.
После революции Ханжонков работал над созданием в Ялте кинобазы, где мечтал со временем создать «русский Голливуд».
После издания Декрета Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела (27 августа 1919 года) все предприятия Ханжонкова — киностудии на Житной улице, оборудованной новейшей техникой были национализированы, а кинобаза Ханжонкова в Крыму преобразована в Ялтинскую киностудию.
Особенно ценными киноработами периода 20-х годов прошлого века считаются фильмы Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие отечественного кинематографа.
В 1926 году на экраны страны вышел первый полнометражный художественный фильм «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна.
А любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году.
На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.