В римско-католической церкви день памяти святого Николая Чудотворца, отмечают 6 декабря по григорианскому календарю, а православная церковь отмечает 19 декабря по юлианскому календарю.
В разных странах святой Николай Чудотворец стал прообразом рождественских фольклорных персонажей — Санта-Клауса, Синтаклааса, Пер Ноиля, Юле Ладс, Йолупукки и Деда Мороза.
Когда появился Санта-Клаус?
Североамериканский сказочный персонаж Санта-Клаус (англ. Santa Claus; «Санта» — святой, «Клаус» — Николай) — рождественский дед, который оставляет детям подарки в ночь на католическое Рождество Христово — 25 декабря, по григорианскому календарю.
Имя Санта-Клаус представляет собою искажённое произношение голландского имени Святого Николая – Синтерклаас (голланд. Sinterklaas).
В 1625 году голландские колонисты основали на североамериканском континенте поселение Новый Амстердам — Nieuw Amsterdam, который в 1664 году был захвачен англичанами, исповедующими пуританство, и назван Нью-Йорком.
В 1809 году американский писатель Вашингтон Ирвинг написал «Историю Нью-Йорка», в которой рассказал о временах голландского правления в поселении Новый Амстердам (Нью-Йорк), упомянув голландский обычай чествования Синтерклааса (голланд. Sinterklaas) — святого Клааса (Николая), который раздаёт подарки послушным детям. Первоначально Санта-Клаус изображался в виде эльфа в зелёных гольфах или сурового охотника в полушубке.
Синтаклаас — новогодний персонаж в Нидерландах и Бельгии, путешествует со своим слугой Чёрным Петром (Zwarte Piet — Чёрный Пит). У Синтаклааса есть специальная большая красная книга, куда вписан каждый ребёнок и его добрые и злые поступки детей. В более древних легендах Чёрный Пит мог похищать плохих детишек и увозить их в Испанию.
Чёрный Пит держал в руках розги и был готов выпороть непослушного ребёнка за плохое поведение и дурные поступки, которые он соверщал в течение года. Дети очень боялись сурового Чёрного Пита, помощника доброго волшебника Sinterklaas до конца XIX века.
Каждый год в конце ноября Синтаклаас прибывает на пароходе из Испании, чтобы привезти детям подарки ко Дню Святого Николая — 6 декабря.
Синтаклаас не влезал в дом через трубу, а посылал вместо себя мальчика-трубочиста Чёрного Пита, который раскладывал в обувь подарки хорошим детям, а нехорошим детишкам оставлял пакетики с солью.
В первой половине ХХ века образ Чёрного Пита изменился, он перестал пугать детей, стал другом ребят, раздающим подарки и пряники вместе с Санта-Клаусом. Теперь в мешке у Чёрного Пита лежат конфеты, их он щедро разбрасывает их в праздничной толпе.
Во многих городах Бельгии и Нидерландов Синтаклааса проезжает по всему городу и ему устраивают торжественный приём в мэрии.
В 1823 году Клемент Кларк Мур написал стихотворную поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», развивая рождественскую историю о Синтерклаасе Вашингтона Ирвинга. Сказочный персонаж в поэме Клемента Мура стал называться Санта-Клаус. Поэма Клемента Мура приобрела необыкновенную популярность во всём англоязычном мире и была переиздана в 1844 году. А главный герой – маленький забавный старичок Санта Клаус стал любимым персонажем детских рождественских сказок. Дети с нетерпением ждали полуночное появление Санта Клауса на санях, запряжённых оленями, ждали подарков, игрушек и сладостей.
В 1863 году известный американский художник Томас Наст, работавший в еженедельном журнале «Harper’s Weekly», использовал персонаж Санта-Клауса из книги Клемента Кларка Мура, и продолжил историю, поведав о том, что Санта-Клаус живёт на Северном полюсе и ведёт специальную книгу учёта, и записывает добрые дела и плохие поступки детей.
Однако финны справедливо указали на то, что олени, верные спутники Санта-Клауса, не могут жить в суровом климате без ягеля, поэтому финны переселили сказочного персонажа в Лапландию. В упряжке старика Санта-Клауса летят по небу восемь волшебных оленей со звучными именами…
Как свистнет, как гикнет, как вожжи натянет,
Так снег под копытами дыбом и встанет,
И ветер за ними едва поспевает,
Старик их по имени всех называет:
Эй, Прыткий! Плясунчик!
Прыгунчик! Лисёнок!
Комета! Амурчик!
Буран! Пострелёнок!
1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. Новый облик Санта-Клауса предложил художник Хэддон Сандблом из Мичигана. С его легкой руки Санта-Клаус стал добродушным и улыбчивым толстеньким добрым дедушкой с белой бородкой, который носит шубу такого же красного цвета, как и напиток Coca-Cola.
Легенда гласит, что черты лица Санта-Клауса художник частично срисовал со своего друга Лу Прентиса, а частично — с самого себя. Так художник Сандблом создал облик Санта-Клауса, который стал международным воплощением духа новогодних праздников.
Благодаря маркетологам из компании Coca-Cola в католическом мире появился добрый волшебник, который ассоциируется с магией, зимними праздниками — Рождественскими и новогодними чудесами. Пышная борода, искренняя улыбка и легкий румянец Sinterklaas располагают к себе взрослых и детей. С тех пор обаятельный образ Санта-Клауса стал легко узнаваемым и очень популярным в Америке и католической Европе.
Доброго Святого Клауса сопровождает косматый, рогатый и злой Крампус , который наказывает и пугает непослушных детей, обещает посадить шалунов в мешок, унести в пещеру и съесть их в рождественский ужин.
В альпийском регионе помощником Санта Клауса является Крампус (дьявол) — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, «рождественский чёрт», спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца, а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря.
Слово «Krampus», иногда «Grampus», происходит от древневерхненемецкого «Krampen» со значением «коготь» либо, по другой версии, от баварского слова «Krampn» «нечто мёртвое, высохшее». В немецкой традиции известны названия «Hörnernickel» — рогатый Николай у судетских немцев, «Klausentreiben» — Дикий Клаус у швабов, Силезии Gumphinckel, в швейцарском городе Кюснахт-ам-Риги «Klausjagen» — Клаус-яген (как дед-Яга) или «Chlausjagen» — в Хальвиле.
В германской части Альп и австрийском регионе Зальцкаммергут Крампус более известен под именем «Kramperl». В Австрии персонаж известен также как «Klaubauf», а в южных частях страны — как «Bartl», «Bartel», «Niglobartl» или «Wubartl». В других землях Крампуса и его аналогов также называют «Pelzebock» или «Pelznickel» (на юге Германии), «Gumphinckel» (в Силезии). В Венгрии он известен как «Krampusz».
Иногда Крампус в фольклоре смешивается с другим мифическим существом — ведьмой Перхтен.
Рядом со Санта Клаусом принято изображать Злого Крампуса в альпийском регионе: Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, Словакии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид и имя этого страшного ряженого существа альпийского немецкого фольклора Крампус — Krampus, варьируют в зависимости от местности, в Австрии — Klaubauf, Bartl, в Венгрии – Krampusz (дьявол), в Чехии – čert (чёрт), Cempr, в Словении – Parkelj.
К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розг (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в языческом, дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом.
Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.
Ряженая группа парней, во главе Святым Николаем, обходила деревенские дворы, раздавая подарки детям, а непослушным детям оставляли палку, как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке или палку.
В православных церквях — день святого Николая Чудотворца, отмечают 19 декабря, по юлианскому календарю.