23 января в мире празднуется День ручного письма или по-другому День почерка.
В начальных классах средней школы в СССР, да и в царской России, отводилось особое внимание чистописанию или каллиграфии, и этом обучении был особенный смысл.
В дошкольном и начальном школьном образовании ручное письмо — обязательно, так как оно развивает мозг и держит его в тонусе. Средняя школа ориентируется на формирование у школьников классические базовые навыки грамотного человека, умеющего грамотно и красиво писать от руки. Все письменные работы – классные, домашние задания, а также экзамены – школьники пишут от руки.
Ручное письмо воздействует примерно на те же зоны мозга, которые отвечают за речь, за умение формулировать мысли. Когда у детей возникают проблемы с устной речью, применяют методики обучения, развивающая мелкую моторику пальцев рук, детей учат собирать бисер, мелкие детали конструктора, рисовать мелкие делали рисунка и так далее. Мелкая моторика пальцев рук тренирует мозг не только у детей, но и у взрослых.
Если вы поговорите с врачами, которые реабилитируют больных после инсульта, то узнаете, что им дают сложные моторные (двигательные) задания для пальцев — это оказывается восстанавливающим лечением для мозга.
Когда мы нажимаем на клавиши печатной машинки, то, конечно, с мозгом тоже что-то происходит, но это элементарное и несравнимо более простое действие, чем ручное письмо.
Валерия Стрелец, заведующая лабораторией Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН считает, что ручное письмо активирует функциональную деятельность нашего мозга, то есть те области, которые зачастую «спят» в бездействии.
— Письмо — это зрительно-моторное взаимодействие. Человек не просто пишет или читает, он оценивает и анализирует информацию, чего не происходит при нажатии на клавишу компьютера. Скорость печатания не прибавляет быстроты усвоения содержания напечатанного.— уточняет эксперт.
По словам Валерии Стрелец, сам процесс ручного письма имеет большое значение для наших эмоций, социальных связей и, конечно, для нашей культуры. Наконец, хороший почерк — это просто красиво. Чем не аргумент, чтобы не забывать писать от руки?
Клавиатура компьютера никогда не сможет полностью заменить ручку и бумагу.
Письмо ручное и печатание текста – сложные процессы с точки зрения устройства нейронных связей между структурами головного мозга. Во время ручного письма, мозг параллельно анализирует и проводит осознанное соединение графических образов и моторных действий написания. То есть нужно не просто написать, а написать орфографически и синтаксически правильно и каллиграфически красиво. Этот навык грамотного и красивого ручного письма формирует фонематический слух, то есть распознавание звуков родной речи и воспроизведение этого звучания на письме с помощью букв.
При ручном письме проходит стимулирование и формирование или восстановление связей отделов головного мозга, которые одновременно участвуют в запоминании слуховых, зрительных и моторных образов — это повышает и мыслительный потенциал, развивает речь, и регулирует психическую деятельность человека в целом.
Мы должны уметь красиво писать
Ручное письмо решает много задач развития способностей человека — творческое мышление, каллиграфическое написание отдельных букв, решение декоративных орнаментальных задач оформления текста. Да, ручное письмо это просто красиво, в конце концов!
Ручные средства письма и рисования используются для создания изображений, рисунков, картин и других графических произведений. Они позволяют нам передать свою фантазию, эмоции и впечатления через рисунок или живопись.
То есть высокоразвитый человек должен уметь делать сложные вещи, которые требуют максимального мозгового напряжения. Это то, чего не умеет делать компьютер! Компьютер может хранить большой объём информации и компилировать чужие идеи и мысли, но он не способен создавать свои.
Если человек хочет остаться высшим видом на Земле, значит он должен уметь красиво писать, уметь сочинять прозу и стихи, играть на музыкальных инструментах, доказывать теоремы.
Вы знаете, что в Древнем Китае претенденты на очень высокую и почётную государственную должность, чиновники должны были сдать всего два экзамена. Не на знание законов или математики. Они должны были показать мастерство владения каллиграфией и умение слагать стихи.
В истории человечества было несколько чрезвычайно важных прорывных открытий, выведших наш мозг на новый уровень развития. Первое открытие произошло, когда у одного из гениев человечества возникла гениальная идея записывать накопленную информацию, чтобы передать её потомкам. Это был мощнейший когнитивный рывок, который когда-либо произошёл с человечеством. Собственно, с этого времени начала зарождаться наша цивилизация.
Не менее важный этап произошёл, когда большая часть населения Земли стала грамотной и получила возможность писать друг другу письма, деловые записки, сообщения.
Археологи находят множество письменных принадлежностей, что свидетельствует о грамотности населения. Если на средневековых поселениях находят писала — заострённые палочки для письма, то это говорит о том, что на этом поселении жил человек, не просто обученный грамоте, но и умеющий писать – составлять приказы, письма или ещё какие-то документы. В Великом Новгороде археологи очень часто находили писала, задолго до находки первой берестяной грамоты.
В Новгороде Великом археологи нашли не только множество берестяных грамоты, но и восковые дощечки, древнейшая из них относится к первой половине XI века. Восковая дощечка состоит из двух створок, соединенных двумя петлями из тесёмок. Внешняя створка украшена декоративным орнаментом, а внутренняя сторона дощечки представляла собой «бассейн», глубиной примерно 4 мм, с бортиками, его заполняли воском.
На лицевой створке одной из восковых дощечек конца XIII – начала XIV века вырезана полная древнерусская азбука из 36 букв. Как полагают исследователи, этот первый «букварь» был предназначен для обучения грамоте. Видимо, ученик должен был сначала обводить уже написанные буквы азбуки, запоминать их написание, а потом самостоятельно выводить буквицы на восковой половине доски, как в «прописях», повторяя написание буквы несколько раз.
Хотим ли мы сохранить навыки ручного письма? Если всё же хотим, то нам нужен сложный мозг, который умеет понимать сложную музыку, сложные фильмы, сложную литературу. Ну а если нет… Тогда мы пойдём по пути упрощения, станем этакими арифмометрами, будем учиться нажимать на кнопки, и ручное письмо станет пережитком прошлого. Выбор за нами.
Из собственного опыта известно, что даже в университете записывание лекций эффективнее для запоминания, чем печатание. Ручное письмо — это особый вид контакта с информацией, с преподавателем. Написанное рукой слово более наглядно, лучше запоминается. Доказано, что навыки ручного письма связаны с уровнем IQ, письмо развивает интеллект. Наконец, письмо — это форма визуального самовыражения, очень личная форма. Наш мир все более и более унифицируется, и если ты пишешь рукой, у тебя твой собственный, индивидуальный почерк, то ты не превращаешься в безликую единицу, а остаёшься уникальной личностью.