День славянской письменности и культуры

кирилл и Мифодий

24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия — просветителей славян, создателей славянской азбуки. Христианские греческие проповедники Кирилл, в миру Константин по прозвищу Философ, ( 827-869)  и Мефодий, в миру Михаил ( ок. 815 — 885)— братья из города Солуни (Салоники или Фессалоники), создали старославянскую азбуку и перевели Библию и Евангелие на славянский язык. Происходивший из семьи византийского военачальника Мефодий поначалу посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг, позднее стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия).

св. софия-христианский храм

Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Получил образование в Константинополе у крупнейших ученых своего времени — Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения принял сан священника, исполнял обязанности библиотекаря, по другой версии — скефофилакса (сосудохранителя) собора Святой Софии в Константинополе и преподавал философию. В 851-852 годах в составе посольства асикрита (придворного секретаря) Георгия Кирилл прибыл ко двору арабского халифа Муттавакиля, где вёл богословские споры с мусульманскими учёными.

Кирилл побывал в Тарии (Крыму) и 

00-Житие_КонстантинаКирилла_философа_о_русских_письменах_Паннонские-жития

Опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свою азбуку, главным принципом которой было строгое соответствие звука буквеКирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческого языка на славянский язык несколько богослужебных книг , среди них — избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь.

01-Житие_КонстантинаКирилла_философа_о-русских_письменах_Паннонские-жития

Богослужения велось на греческом и латинском языках. Как же Кириллу и Мефодию удалось уговорить Папу Римского Адриана освятить Славянские богослужебные книги? 

Св.Климент-Инкерманский монастырь

Константин-философ (Кирилл) считал Святого мученика Климента покровителем своего миссионерского дела просвещения славянских народов. Чудом обретённые в Таврии (Крыму) мощи Святого Климента I (лат. Clemens Romanus I) —  четвёртого Папы Римского, сосланного римским императором  Траяном (98 — 117 г.г.) в Инкерман в 98 году, просветители Кирилл и Мифодий принесли Папе Римскому Адриану II.

4-Папа Римский - святой Климент утоплен в 101 г. в Казачьей бухте

Папа Римский Адриан II возрадовался обретённым мощам, теперь у него в Риме хранились мощи всех римских Пап, и освятил Славянские богослужебные книги. Это было равносильно чуду!

В Риме на богослужении впервые зазвучала славянская молитва наряду с латынью. Константин-философ в Риме, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, вскоре он умер и, по настоянию папы Адриана II, был похоронен в церкви Святого Климента в Риме.

ГЛАГОЛИЦА и кирилица

Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру древней Руси, и других славянских государств: Болгарии, Сербии,  Чехии, Хорватии, вплоть до новейшего времени сохранившей глаголическую письменную традицию. Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий — символы славянского письма и славянской культуры.

Аз-original

Просветители Кирилл и Мефодий были канонизированы вскоре после смерти, и почитались святыми во всех славянских странах, как православных, так и католических — ведь христианская церковь была Единой до 1054 года. Установленный церковью ещё в X-XI веках день памяти Кирилла и Мефодия — 24 мая стал для Болгарии праздником национального образования и культуры.

В России празднование Дня памяти святых братьев Кирилла и Мефодия уходит корнями в далёкое прошлое и отмечалось по церковному обряду.

Азбука- Ивана Фёдорова

На государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению под влиянием политических обстоятельств,  наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в XIX веке эта традиция возродилась, и День славянской письменности и культуры был восстановлен в 1986 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

В 1986 году в Мурманске прошёл первый праздник, он назывался «Праздник письменности», в последующие годы праздник проводился в Вологде (1987), Великом Новгороде (1988), Киеве (1989) и Минске (1990).

азбука-калиграф

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус.

По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью.

В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты.

Традиционно проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие».

До 2009 года ежегодно избирался определенный город — своеобразная столица праздника, в которой этот день отмечался особо торжественно. Центром Всероссийских торжеств Дней славянской письменности и культуры были такие города, как Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009).

В 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил повысить уровень проведения Дней славянской письменности и культуры, сделав этот праздник более значимым для всего российского общества, а также для украинцев, белорусов и других братских славянских народов.

В марте 2009 года участниками выездного заседания оргкомитета праздника в Саратове было принято решение о том, что с 2010 года Дни славянской письменности и культуры будут проходить в Москве.

В День славянской письменности и культуры проходит церемония награждения лауреатов Международной премии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учрежденной Московской Патриархией и Славянским фондом России. Ею награждаются государственные и общественные деятели, деятели литературы и искусства за сохранение и развитие кирилло-мефодиевского наследия. Лауреатам премии вручается бронзовая скульптура святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, диплом и памятная медаль.

Как изменялась русская азбука за последние 300 лет?

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org