19 декабря — Николай Чудотворец, Николай Угодник, Никола Зимний, Никола Холодный, «Николин день» — день смерти святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Николай Чудотворец жил в III веке в греческой колонии Патаре, и был епископом в Мире в Малой Азии.
Могущество святого Николая на Руси считалось почти беспредельным. По характеру его деяний, на Святого Николая тоже распространялось понятие «спаситель». Не случайно иностранцы отмечали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу — Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православнии». Поволжские и сибирские народы России также именовали его «Никола — Русский Бог». Выступал Никола и как «Морской Бог», «Мужицкий Бог», даже «Общий Бог».
На Руси святителя Николая считали покровителем моряков, всех путешественников, купцов, защитником детей и оклеветанных, невинных, нищих.
Дети в этот день искали и находили под подушкой подарок от Святого Николая, ставшего прообразом деда Мороза. «Кто Николая любит, кто Николаю служит, тому святой Николай во всякий час помогает». «Николай Угодник — второй после Бога заступник».
Крестьяне, земледельцы молились ему о добром урожае и о хорошей погоде. «В году два Николы: Никола Холодный и Никола Голодный (22 мая)». День Николы Зимнего был последним сроком уплаты долгов и установления сделок и цен на долгое время вперёд. К Николе зимнему происходила распродажа лишнего хлеба — «Никольский торг всему указ».
В «Николин день» на Руси устраивали Братчины, или «Никольщины». После утренней молитвы в церкви Святителю Николаю, христиане в складчину накрывали большие столы, и веселились. Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали, обязательно с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. Общее веселье длится не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года.
В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать «Николин день» бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Часть мясо бычка относили в церковь «для св. Николы», остальное мясо съедали во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами.
В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велась беседа о справедливости мироустройства.
«Никольщина для кума бражку варит, а для кумы — пироги печет».
«На Никольщину зови друга, зови и ворога — оба будут друзья».
«На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой».
На братчину ездят незваны.
Братчина судит, ватага — рядит.
Николыцина красна пивом да пирогами».
В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием культа Николая Чудотворца, объединившего в себе черты древнего дохристианского божества с чертами православных святых, и самого Иисуса Христа.
Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами. В «Николин день» никому нельзя грустить, считалось, что грусть-тоска принесёт суровые морозы. Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного святочного театрального представления.
«Никола загвоздит то, что Савва намостит».
Никольский мороз — к хорошему урожаю.
В православных церквях — день памяти святого Николая Чудотворца, отмечают 19 декабря, по юлианскому календарю.
В римско-католической церкви день памяти святого Николая Чудотворца, отмечают 6 декабря по григорианскому календарю. В разных странах святой Николай стал прообразом рождественских фольклорных персонажей — Санта-Клауса, Синтаклааса, Пер Ноиля, Юле Ладс, Йолупукки и Деда Мороза.
В католических странах в ночь праздника святого Николая, перед тем как ложиться спать, около кровати дети кладут большие носки для подарков. Кто приносит новогодние подарки в разных странах мира?
Деткам в Чехии и Словакии разносит новогодние подарки Дед Микулаш (Святой Николай) 6 декабря. Вместе с ним путешествует ангел, который дарит послушным детям сладости и чертёнок, который дарит непослушным малышам угольки и картофель.
В чешской Силезии Микулаш со своей дружиной обходит деревню в первое воскресенье декабря. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически наказывает непослушных детей. Иногда вместо чёрта с Микулашем ходит ряженый полицейский, но чаще всего компанию святому Микулашу составляет только ангел.
В Польше в деревнях 6 декабря ходил по дворам ряженный «Миколай»-парень. Заходя во двор он дарил девушке венок из сухого клевера, это означало, что она будет собирать клевер; а молодухе недавно вышедшей замуж — венок из гороха, что означало, что она «будет в своём хозяйстве горох за печью лускать».
В словацких и чешских деревнях ходят ряженые: конь, медведь, коза, ворон, аист, цыган, доктор, трубочист и др. В ночь с 5 на 6 декабря обходы домов совершает «Микулаш» (чеш. и словацк. Mikuláš — святой Николай) в длинном одеянии, с корзиной на спине, с бородой, сделанной обычно из шерсти или льна, на голове баранья шапка, в руках — посох. Микулаша сопровождает «ангел», одетый в длинную белую рубаху, а на голове высокий колпак из картона. С ними ходит и «чёрт» в длинном кожухе, вывернутом мехом наружу. Через плечо у него перекинута цепь, на голове рожки, в руках — колокольчик и метла.
В альпийском регионе спутником святого Николая является Крампус (дьявол). По легенде праздника, вечером 5 декабря злой Крампус сопровождает святого Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, действуя как персонаж, противоположный доброму святому Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Когда Крампус находит капризного ребёнка, он засовывает его в свой мешок и уносит его в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.
Изображать злого Крампуса рядом со Святым Николаем принято в альпийском регионе: Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, Словакии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид этого страшного ряженого существа и его название варьируют в зависимости от местности. Как правило Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности.
Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди украинского населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века накануне 6 декабря устраивались обходы деревень ряжеными. Ряженая группа парней, во главе Святым Николаем, обходила деревенские дворы, раздавая подарки детям, а непослушным детям оставляли палку, как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке или палку.