7 июля — День воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Чесменский бой произошёл 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года между российским и турецким флотам в Чесменской (тур. Çeşme) бухте Эгейского моря, в западной части Анатолии и островом Хиос, месте предыдущих многочисленных военно-морских сражений между Османской империей и Венецианской республикой. В битве при Чесме 7 июля 1770 года участвовали две русские эскадры адмиралов Спиридова и Эльфинстона, под командованием графа Алексея Орлова. Турецкий флот был разбит наголову, не смотря на его численное превосходство…
Чесменское сражение было частью Второго Пелопоннесского восстания 1769 года, предшественником последующей греческой войны за независимость (1821—1829).
Предыстория:
После начала русско-турецкой войны в 1768 году Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от азовской флотилии, состоявшей тогда из 6 линейных кораблей — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две русские эскадры под командованием адмирала Григория Спиридова и контр-адмирала Джона Эльфинстона (командовал замыкающим дивизионом из 3-х кораблей), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты на западном побережье Турции.
Русский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль «Гром», 17—19 вспомогательных судов и транспортников.
Основные корабли (пушки, тип):
Европа, 66 пушек, Линейный корабль, капитан Клокачёв
Св. Евстафий, 68, Линейный корабль; флагманский корабль Спиридова, капитан Круз; взорвался.
Три Святителя, 66, Линейный корабль
Св. Януарий, 66, Линейный корабль
Три Иерарха, 66, Линейный корабль, флагманский корабль Орлова, капитан С. Грейг
Ростислав, 68, Линейный корабль
Не тронь меня, 66, Линейный корабль
Святослав, 84, Линейный корабль, флагманский корабль Эльфинстона
Саратов, 66, Линейный корабль
Гром, 12, Бомбардирский корабль
Св. Николай, 26, 38, Фрегат
Африка, 32, Фрегат
Надежда, 32, Фрегат
Св. Павел, 8, Пинка
Почтальон, 14 пушек, Посыльное судно
Английские суда, нанятые Россией для поддержки русского флота:
Граф Чернышёв, 22 пушки, Вооружённое торговое судно
Граф Панин, 18, Вооружённое. торговое судно
Граф Орлов, 18, Вооружённое. торговое судно
Брандер, капитан Дагдейл; потоплен
Брандер, капитан Мекензи;
Брандер, капитан Ильин.
Брандер, капитан Гагарин; потоплен.
Брандер — судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами, используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения.
Турецкий флот:
Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечного «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечного «Родоса», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судов. Турецкие корабли стояли на якоре в Хиосском проливе на расстоянии 0,5 мили от берега, построенными в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет.
Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Турецким флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.
24 июня (5 июля), бой в Хиосском проливе
После согласования плана действий русский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30—11:45, с дистанции 3 кабельтова (560 м), российские корабли не отвечали, пока не приблизились к противнику для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00.
Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил своё место, был повреждён и был вынужден развернуться и покинуть строй, встав позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
Выход «Европы» из строя привёл к тому, что передовым кораблём российской эскадры стал «Св. Евстафий», на который был направлен огонь трёх турецких линейных кораблей и флагмана османского флота «Бурдж-у-Зафер» под командованием Гассан-паши. «Св. Евстафий» начал абордаж флагманского корабля османской эскадры, до того как заметил на нём пожар.
Горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафий», начался пожар, вскоре произошёл взрыв. Через 10—15 минут взорвался и «Бурдж-у-Зафер». Спиридов и граф Фёдор Орлов (брат командующего) покинули «Св. Евстафий» ещё до взрыва. Также спасся и капитан «Св. Евстафия» Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».
К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
25—26 июня (6—7 июля), бой в Чесменской бухте.
В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение турецкого флота упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.
В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры — плавсредство, наполненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами, главная задача которого подрыв кораблей противника.
В 17:00 бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 — «Ростислав», в кильватере которого пришли брандеры.
«Европа», «Ростислав» и подошедший «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 в результате огня «Грома» и «Не тронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус.
Огонь быстро распространился на другие корабли в Чесменской бухте.
После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла (англ. Dugdale) туркам удалось расстрелять, один под командованием Маккензи (англ. Mackenzie) сцепился с уже горевшим кораблём, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём.
Лейтенант Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.
Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 турецких линейных кораблей, а в 7 часу — одновременно 4 турецких корабля. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.
Последствия Чесменского сражения.
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
По распоряжению императрицы Екатерины II для прославления победы Русского флота в Чесменском сражении был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1778—1779). Были воздвигнуты 2 памятника этому событию — Чесменский обелиск в Гатчине (середина 1770-х годов) и Чесменская колонна в Царском Селе (1774—1778), а также построены путевой Чесменский дворец (1774—1777) и рядом с ним Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, 1777—1780) в Санкт-Петербурге.
В Большом Гатчинском дворце в 1790-е годы была оформлена парадная Чесменская галерея.
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»:
«Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.
Граф Алексей Орлов, командующий русским флотом и инициатор экспедиции, завершившейся громкой победой, получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.
Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота. По указу Николая II, Чесмой был назван населённый пункт, ныне село в Челябинской области.
Есть мыс Чесма в Анадырском заливе, назван в 1876 году экспедицией на клипере «Всадник».
Одна из белых полос на гюйсе — отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин ВМФ России символизирует победу в Чесменском сражении, а 2 другие белые полосы в честь победы в Гангутском и Синопском сражении. Победа русского флота 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года в сражении при Гангуте в ходе Северной войны. при мысе Гангут (швед. Slaget vid Rilax) — морское сражение в ходе Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у берегов полуострова Гангут (Ханко, Финляндия) в акватории Балтийского моря между гребной флотилией русского флота под командованием генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина и парусно-гребным шведским флотом под командованием вице-адмирала Густава Ватранга.
Синопское сражение — разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова.
В июле 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.