В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники России. Глава Крыма Сергей Аксёнов поздравил железнодорожников с праздником, пожелал сотрудникам и ветеранам отрасли здоровья, благополучия, реализации намеченных планов и всего самого доброго. Сергей Аксёнов отметил, что все службы крымской железной дороги вносят большой вклад в обеспечение стабильной работы всех отраслей транспортной системы Республики Крым.
Впервые в России профессиональное торжество, объединяющее всех работников стальных магистралей, стали отмечать еще в позапрошлом веке. Выходит, День железнодорожников один из старейших профессиональных праздников в нашей стране, как и сама железнодорожная отрасль экономики. Долгие годы железная дорога была одной из самых успешных транспортных путей. К концу XIX века Россия занимала лидирующую позицию в мире по росту рельсовых путей сообщения. Железные дороги соединяли не только Москву и Санкт-Петербург, но и отдаленные города Средней Азии и Урала, Кавказа и Дальнего Востока. А рекордную протяженность Транссибирской магистрали, составляющую без малого 10 тысяч километров, удалось превзойти по протяжённости в 2014 году. 100 лет железной дороге в Евпаторию
Аксёнов добавил, что Крымская железная дорога является одним из крупнейших предприятий в регионе. После ограничения авиационного сообщения в Крымом на наших железнодорожников легла повышенная нагрузка, с которой они достойно справляются, отметил Аксёнов.
«Продолжается модернизация железнодорожной инфраструктуры, обновляется подвижной состав, увеличено количество поездов и направлений», — дополнил глава региона.
В свою очередь, председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов подчеркнул главенствующее положение железнодорожной отрасли в республике Крым. По его словам, после воссоединения крымского полуострова с Россией 18 марта 2014 года, крымчанам не только удалось преодолеть последствия транспортной блокады нашего полуострова, организованной Украиной, но и сделать огромный рывок в развитии Крымской железной дороги.
«Поезда пользуются особым спросом туристов. По железной дороге в Крым прибывают тысячи туристов, а жители республики Крым путешествуют на поезде в другие субъекты нашей страны», — подчеркнул спикер крымского парламента и также пожелал крепкого здоровья и успехов.
История праздника
Железная дорога не просто подарила людям уникальную возможность транспортировки пассажиров и грузов на дальние расстояния, она также кормила, вовлекая в сферу своего обслуживания, представителей многих профессий. Машинисты, кондукторы, обходчики, начальники вокзалов — все они составляли особое трудовое сообщество. Неудивительно, что тогдашнему министру путей сообщения князю Михаилу Хилкову пришла на ум идея учредить специальный праздник.
Дату праздника поначалу связали праздник с событием 30 октября 1837 года, когда от Санкт-Петербурга до Царского Села отправился первый русский поезд. Однако глухая российская осень — не самое подходящее время для народных гуляний. А праздник как раз планировалось отмечать широко и повсеместно. В результате новый праздник было решено отмечать 6 июля в день рождения императора Николая I (1825-1855), никто не собирался умалять его заслуг в деле построения первых железных дорог в России. Никто, кроме большевиков. Те, придя к власти, попросту отменили праздник, существовавший с 1896 года.
Однако традиция праздного дня железнодорожника укоренилась в народе, и 30 июля 1935 года праздник возродили, по многочисленным просьбам трудящихся. Называться он стал в духе того времени — Всесоюзным Сталинским днём железнодорожников и подразумевал собой не столько торжества, сколько «максимальные трудовые усилия во славу Родины». Через несколько лет имя Сталина из названия праздника убрали. Постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было решено перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника на ближайший выходной день (воскресенье), и в будущем установить его празднование именно в таком порядке.
С 80-х годов прошлого века профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал именоваться Днем железнодорожника.
Сегодня, чтобы структура железных дорог работала без перебоев, трудится огромное количество специалистов разных профессий — диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту, составители поездов — все они виновники торжества, в их честь в этот день звучат поздравления и здравицы. А если учесть, сколько человек ежедневно прибегает к услугам железнодорожного транспорта, то, без всякого сомнения, мы все имеем отношение к данному празднику.
Цифры и факты
1 300 000 000 пассажиров перевозят ежегодно поезда нашей страны. Если применить к каждому из россиян начиная с младенческого и заканчивая глубоко преклонным возрастом, это примерно 9 наших поездок в год.
Из столицы нашей Родины — Москвы — отправляется состав по одному из самых длинных маршрутов в мире. Его пассажиры находятся в пути более 8 дней, преодолевая 9 438 километров за этот срок. Речь идёт, конечно же, о Транссибирской магистрали.
Общая протяженность железных дорог в России сейчас составляет 87 167 километров.
Традиции праздника
Подход к празднованию Дня железнодорожника с течением времени, разумеется, поменялся. К примеру, в царской России во всех отраслевых учреждениях этот День был выходным. Движение поездов, конечно, никто не отменял, но буфеты, багажные конторы и билетные кассы не работали. Зато на крупных станциях при вокзалах служили благодарственный молебен, а по вечерам там устраивали гулянья. Для работников дороги и членов их семей устраивали праздничное путешествие. Всего за 50 копеек можно было прокатиться на специальном поезде туда-сюда, в программе праздника предусматривалась музыка духового оркестра, чаепитие, лакомства для детей. В зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги организовывался ужин с концертом.
Современные торжества Дня железнодорожника тоже весьма интересны. Начиная с 2016 года День железнодорожника проходит в формате разнообразных спортивных фестивалей. Например, в Москве, на территории спорткомплекса «Лужники» совместно с благотворительным фондом спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» устраивается забег сотрудников отрасли и членов их семей, все собранные средства от которого передаются на нужды подопечным фонда. Также в массовых развлекательных и спортивных мероприятиях по всей России принимают участие студенты и педагоги профильных образовательных учреждений.
История появления железных дорог в Крыму.