Искрометная итальянская комедия Карло Гольдони «Трактирщица» заиграла новыми
интонациями в Крымском ТЮЗе. Антураж, созданный вокруг премьеры, погрузил зрителя
в атмосферу итальянского театра с первых минут. В фойе звучала живая музыка в исполнении струнного квартета Евпаторийской школы искусств.
Под звуки скрипок и фортепиано, в зрительском фойе пришедших встречали лакеи гостиницы Мирандолины,
заботливо вручая ключи от комнат. Необычные ключи в этот необычный вечер. Вместо бирочек с номером комнаты, они были снабжены предсказаниями от самой хозяйки гостиницы.
Не раскрывая всех карт, скажем, что до начала в зале тоже не было скучно. Режиссер Андрей Пермяков любит устраивать «нулевые акты», когда действие начинается еще до
своего начала.
Ну, а с третьим звонком зритель оказался в театральной гримерке,
становясь свидетелем подготовки труппы к выходу на сцену. Артисты «разминали текст»,
гримировались и перевоплощались прямо на глазах собравшихся. Стирая грань между
действительностью и игрой, режиссер использовал прием «театр в театре». Такое решение
добавило сюжету не только своеобразной условности, как бы напоминая, что «весь мир –
театр и все мы в нём актёры», но и сделало того самого зрителя соучастником всего
происходящего, то и дело перемещаясь из гримёрки в трактир 18 века и обратно.
В какой-то момент зритель перестаёт воспринимать героев комедии, как просто литературных
персонажей, вся театральность и наигранность – это лишь маски, за которыми прячутся
настоящие, живые, чувствующие и переживающие люди, способные на любовь,
ненависть, зависть или хвастовство. Следя за сюжетом «Трактирщицы», зритель наблюдал
за параллельным действием, героями которого стали 6 мужчин и 1 женщина.
Сюрприз ждал и самих актеров. До последнего они не знали, кто из состава будет играть
хозяйку гостиницы Мирандолину. А в программке значатся две фамилии. Актрису
Марину Щетинину гримировали отдельно. И ее появление стало самым настоящим
сюрпризом для партнеров по сцене. Избыточная театральность и правда жизни внутри
театра, искренность и наигранность, история и современность – все эти контрасты
работали в этот вечер на сцене на одно – на обострение чувств, на переосмысление
старинного сюжета, на поиск соответствия героев 18 века дню сегодняшнему.
Интересная сценография и стилизованные костюмы, созданные братом режиссера –
талантливым художником Сергеем Пермяковым стали неотъемлемой частью театрального
полотна. Мобильные элементы то и дело превращались в двери комнат гостиницы или в
зеркала гримерки, а изящные столики в стиле барокко, венецианский портал,
исторические парики и забеленные лица главных героев эклектично вступали в спор с
предметами современного мира: электрогитарой, чайником и неоновой вывеской. Неон
добавил спектаклю «витринного» романтизма и гламурного шика. Такое
сценографическое решение вместе с очень удачным световым и звуковым оформлением,
как прочный каркас держит всю конструкцию спектакля, весь режиссерский замысел. Ещё
одним интересным решением стало полное отсутствие «одежды сцены», спектакль
играется без кулис, занавеса и задника. А закулисное пространство подсвечено, чтобы
основная сцена, как и актеры могли предстать в этот вечер в своём, фактически,
первозданном виде.
Пьеса Карло Гольдони – это комедия характеров. Персонажи «Трактирщицы» спустя три
века остаются близки и понятны зрителю. Отдельное место в спектакле занимает юмор.
Очень легкий и непринужденный, он оставляет приятное послевкусие и не дает зрителю
скучать не на секунду. В финале действие спектакля возвращается в гримерку, артисты
вновь становятся собой. Такая закольцованность сюжета усиливает ощущение реальности
происходящего.
Комедия Карло Гольдони, в трактовке режиссера Пермякова интересна и полна
сюрпризов. Это очень необычное зрелище, за которым хочется наблюдать вновь и вновь,
узнавая в героях себя, становясь ближе миру театра, который не боится интриговать,
провоцировать и любить своего зрителя.
Фото — Надежда Бондарчук