Сделать дорогу к Чёрному морю современной, избавиться от пробок и значительно сократить время в пути поможет масштабная стройка, которая развернётся в 2019 году.
Скоро начнется сезон отпусков, и тысячи людей отправятся отдыхать на юг — к Краснодарскому и Крымскому побережью Чёрного моря. Свой путь автопутешественники из Санкт-Петербурга и Москвы будут держать по трассе М-4 «Дон».
Преодолеть почти 2 тыс. км в курортный сезон — задача не из легких. Построенная в 1960-х годах двухполосная дорога «захлебывается» в современном потоке, хотя попытки её реконструировать были еще в конце 1980-х годов. Сделать дорогу современной, избавиться от пробок и на шесть часов сократить время в пути поможет масштабная стройка, которая развернется на дороге с 2019 до 2024 года по Комплексному плану развития магистральной инфраструктуры в России.
Проблемные участки дороги к морю.
Сейчас на дорогу из Санкт-Петербурга до Чёрного моря автомобилисты тратят почти сутки, не считая ночёвок. Ещё сложнее грузоперевозчикам. «В среднем, большегруз проходит данный маршрут за 65 часов», — говорит Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями одного из крупнейших логистических операторов ГК «Деловые линии». Время ы пути можно сократить, отправив в рейс двух водителей, но это уже дороже.
«Сейчас на одном из самых проблемных участков М-4 между Лосево — Павловск в Воронежской области в пятницу в сезон можно застать пробки, достигающие 10 и более км», — говорит Вячеслав Петушенко — глава госкомпании «Автодор», в доверительном управлении которой находится трасса М-4 . Проблема в том, что узкая трасса проходит через оба населенных пункта, с их перекрестками и пешеходными переходами.
В последние годы существенно вырос транзитный поток автомобилей через Ростов-на-Дону и Краснодар как в сторону открывшегося Крымского моста, так и в Сочи. И движение транспорта продолжает расти.
«М-4 «Дон» — одна из главных дорог страны», — рассказывает Петушенко. «Я сам — северный человек, из Санкт-Петербурга, и знаю, насколько нашим жителям хочется солнца и моря», — говорит он. А развитие южного побережья только подстегивает интерес к поездкам.
Новая стройка
Объездную дорогу на участке Лосево — Павловск «Автодор» планирует построить уже к концу 2019 года — на год раньше первоначальных планов. В этом году компания «Автодор» начнёт строительство дороги в обхода города — спутника Ростова-на-Дону — Аксая, через который сегодня проходит М-4. Начинается строительство дальнего западного обхода Краснодара. Реализация этих проектов позволит существенно сократить время в пути и к транспортному переходу через Керченский пролив и к Сочи за счёт вывода транзитного движения автотранспорта из городской черты. Завершить строительство дороги в обход Аксая и Краснодара планируется в 2022 году.
В реконструкции трассы М-4 «Дон» принимает участие корпорация ВЭБ.РФ, которая финансирует проведение работ на участке 1091,6 — 1319,5 км. Работы на отрезке протяженностью 228 км между городами Ростов-на-Дону и Краснодар оценены в размере 2 млрд рублей.
«Наша задача — сделать М-4 безостановочной, со скоростью 120 км/ч, чтобы проезжать эти 2 тыс. км от Санкт-Петербурга до Чёрного моря на шесть часов быстрее, чем сегодня», — поясняет Петушенко. В результате вырастет скорость доставки грузов, а путешествия на личном автомобиле станут комфортнее.
Завершение бесшовного коридора.
К 2024 году дорога с северо-запада на юг должна стать бесшовной. Для этого «Автодору» необходимо завершить ещё два масштабных проекта, которые также включены в комплексный план развития магистральной инфраструктуры.
До конца этого года будут сданы все участки трассы М-11 между Санкт-Петербургом и Москвой, которую строят уже почти 10 лет. Осталось сдать 138 км, говорит Петушенко, — это участки в Новгородской и Ленинградской областях. Остался почти готовый участок — 49 км — до Твери, который планируется открыть летом 2019 года.
Впрочем, в «Автодоре» уверены, что уже сейчас необходимо строить на М-11 новый обход Твери, который не запланировали 10 лет назад при проектировании трассы. Сейчас обход Твери — это часть трассы М-10. Но на этих 58 км дороги есть и светофоры, и пешеходные переходы, и повороты налево. «В результате по времени эти километры проезжаешь за то же время, что и от Москвы до Твери по М-11», — отмечает Петушенко. Предложения по строительству нового обхода уже направлены в правительство, добавляет он.
Возрастающий автопоток пока ещё упирается в Москву и область, в которой и так сходятся все радиальные трассы. Сегодня на Московской кольцевой автодороге (МКАД) можно наблюдать целые караваны большегрузов, как и на «дублерах» — Малом и Большом бетонных кольцах.
«Текущее состояние Малого и Большого кольца уже технически не соответствуют сегодняшнему дню. Малое кольцо — это две полосы, огромное количество перекрестков, огромное количество переездов в одном уровне. Поэтому автомобилисты и не пытаются там ездить, а ждут 10 вечера, когда можно будет проехать по МКАД и проскочить по нему», — рассказывает глава «Автодора».
Это одна из причин, по которой на правительственный контроль взята достройка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), которую «Автодор» должен полностью сдать к октябрю 2021 года.
Завершение ЦКАД существенно упростит логистику на коридоре Север-Юг, считает Лашкевич из «Деловых линий». Как минимум, не нужно будет стоять в пробках на МКАД и дублирующих трассах (А107, А108), которые особенно перегружены.
Хотя эти дороги и платные, скорость и комфорт окупаются не только сэкономленным отпуском. По словам Лашкевича, качество платных автодорог способствует сохранности грузов, экономит топливо за счёт меньшего количества времени, необходимого на дорогу, и снижает сопутствующие накладные расходы (например, на ночлег и питание водителей).
Также на скоростных трассах ниже аварийность. «Интенсивность движения по М-10 до запуска М-11 составляла около 30 тыс. автомобилей в сутки, — говорит Петушенко. — Сейчас половина этого трафика перекочевала на М-11, и количество погибших в целом на направлении Москва — Санкт-Петербург сократилось вдвое». Причина — в наличии разделителей встречных направлений на всем протяжении дороги, отсутствии каких-либо пересечений в одном уровне и левых поворотов, а также другом качестве покрытия и обслуживании дороги.
В общей сложности за «Автодором» по комплексному плану закреплено проектирование, строительство и ремонт 1437 км дорог, на которые выделено около 1 трлн рублей. Помимо реконструкции более 700 км участков трасс М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина» это ещё и строительство 729 километров новой автотрассы Москва-Казань.