Домашнее святилище

гестия-Hestia8

«Керкинитида», В.А. Кутайсов.

Домашнее святилище

У древних греков кроме официальных государственных почитались божества, покровительствующие отдельным племенам, фратриям и родам. Каждая семья имела свой домашний религиозный культ божества, которое оберегало жилище и проживающих в нём домочадцев. Общие городские (полисные) культы богов, достаточно полно отражены в письменных источниках и официальных декретах, изданных от имени всей гражданской общины полиса,  изображениях на полисных монетах, в скульптурах выставленных в храмах или на площадях, работы известных всей Элладе ваятелей. В противоположность всему этому гораздо менее мы осведомлены об отправлениях остальных ритуалов — из отрывочных замечаний в  свидетельствах античных авторов. Известно, например, что родовой культ сводился преимущественно к почитанию предков. Домашнее поклонение божеству было предметом особой заботы семьи, в нем принимали участие лишь члены небольшого сообщества, круга кровных родственников.

Поскольку отправление семейных религиозных ритуалов было связано с жилыми домами, то понятно, что информация письменных источников может быть дополнена наблюдениями, полученными в процессе археологического исследования жилых районов античных городов, где в ходе раскопок нередко встречаются предметы религиозного культа.

Для наглядной иллюстрации сказанного обратимся вновь к античному памятнику Керкинитида. В 1980 г. в северной части одного из кварталов, на восточной окраине города, был раскрыт один небольшой, по площади чуть более 90 м², жилой дом. Он был построен в конце первой трети III в. до н. э. и просуществовал до середины II в. до н. э., то есть до самого захвата города скифами. Здание имеет в плане традиционную для древнегреческой жилой архитектуры схему: вдоль двух сторон маленького двора Г-образно располагались всего четыре комнаты. Три из них своими дверными проёмами выходили не прямо во двор, а в узкую, открытую наружу прихожую-веранду, которая получила у греков название пастада (греч. παστάς). Двор соединялся узким, мощенным галькой коридором с поперечной городской улицей. Сама эта постройка сырцового-каменная: каменный цоколь с ровной горизонтальной поверхностью возвышался над полами всего на 0,50—0,60 м и был перекрыт развалом стен из сырцового кирпича. Сырцовые кладки не сохранились. Вопрос об этажности самой постройки остался открытым: она могла иметь как один, так и два яруса1.

Жилой комплекс III—II вв. до н. э. с домашним святилищем.

Жилой комплекс III—II вв. до н. э. с домашним святилищем.

В связи в нашим повествованием особый интерес представляет северное угловое, очень скромное по размерам помещение (всего 8 м²) — единственная комната в здании без выхода в пастаду, а лишь в соседнюю смежную с ним комнату. Такое изолированное его положение в доме, как выяснилось потом, оказалось не случайным.

Трех рожковый светильник с пола углового помещения.

Трех рожковый светильник с пола углового помещения.

В восточном углу комнаты на полу был обнаружен трёхрожковый светильник, а также найдены крупные фрагменты, по крайней мере, шести керамических протом*. Рядом найден маленький известняковый алтарик, вероятно также связанный с религиозным культом.

Протома Деметры. IV в. до н. э.

Протома Деметры. IV в. до н. э.

Среди терракотовых ритуальных предметов выделяется погрудное изображение богини плодородия и земледелия Деметры в башенной короне и с волнистыми волосами, подобранными под головной убор. Прямой нос, острый подбородок, полная шея и величественный взгляд — все говорит о том, что перед нами керамическая скульптура не девушки, а женщины средних лет. В ушах у нее круглые серьги. Богиня в дорийском хитоне с прорезными рукавами. Руки прижаты к груди в ритуальном жесте, в левой руке — плод, в правой — цветок лотоса. Изображение — спокойное и торжественное. Верхняя часть протомы немного отогнута вперед, с её внутренней стороны имеется отверстие для подвешивания. Она была первоначально разбита ещё в древности и тогда же отремонтирована, на что указывают просверленные отверстия для свинцовых скоб. Место изготовления этой керамическойфигуры остается неясным: светло-коричневая слоистая  глина с большим количеством золотистых блесток не исключает самосское происхождение изделия.

Протома богини Артемиды. Фрагмент. IV в. до н. э

Протома богини Деметры. Фрагмент. IV в. до н. э

Описанный тип терракотовой скульптуры со сложенными в обрядовом жесте руками был традиционен в древнегреческой коропластике и встречается почти во всех эллинских городах и поселениях, в том числе Северного Причерноморья, включая и Керкинитиду, где они происходят из раскопок предыдущих лет. Опираясь на аналогии, нашу протому следует датировать IV в. до н. э., вероятно, еще первой половиной столетия.

Протома Коры, прижимающей к груди голубя. Херсонесское производство. Конец II—III вв. до н. э

Протома Коры, прижимающей к груди голубя. Херсонесское производство. Конец II—III вв. до н. э

Остальная культовая терракота значительно уступает по своей художественной выразительности описанной и носит явно ремесленный характер. Они были рассчитаны на массового и непритязательного потребителя со скромным достатком. Отсюда происходит верхняя часть протомы Коры IV в. до н. э., изготовленной в Херсонесе с невысокой стефаной на голове, украшенной в центре бантом с розеттами по сторонам. Гладкие волосы девушки спускаются на плечи.

Фрагмент средней части протомы с изображением левой руки и ожерельем на шее.

Фрагмент средней части протомы с изображением левой руки и ожерельем на шее.

Другое изображение Коры, также херсонесского производства, дошло до нас с отбитой головой. Богиня либо обнажена, либо в ионийском, плотно облегающем тело хитоне; в этом случае ее левая рука согнута в локте и придерживает край покрывала, правая — прижимает к груди голубя. Полная шея украшена ожерельем с подвеской. Сама фигура богини несколько тяжеловесна, что говорит о невысоком уровне её исполнения. Её можно относить к IV—III в. до н. э.

Артемида

На ещё одной терракоте того же времени Кора изображена в высоком головном уборе (калафе), украшенном в центре бантом. Она плохо моделирована, имеет невысокий рельеф. Её поверхность была сначала покрыта светлой обмазкой, а затем окрашена в красный цвет.

Наконец, завершая перечень найденных в Керкинитиде произведений корапластики сакрального характера, следует вспомнить фрагмент средней части протомы, на котором видны кисть левой руки, придерживающей спадающий с головы край покрывала, и украшающее грудь ожерелье (пектораль) с желудеобразными подвесками. Судя по данному обломку, именно эта протома была самой крупной и, следовательно, главной в описанной выше группе терракотовых фигур. Она отличается и более высоким качеством исполнения, тщательной моделировкой деталей.

Все эти предметы керамической пластики, относящиеся к религиозному ритуалу, судя по их местоположению в момент обнаружения на полу помещения, были подвешены либо на его северо-восточной стене, либо в восточном углу, напротив входа в комнату.

террокотовые статуэтки

Нахождение в одном месте протом Деметры и Коры не случайность. Скорее всего, в этой части жилища располагалось домашнее семейное святилище их культа. Любопытно отметить и то обстоятельство, что все описанные предметы относятся к более раннему времени, чем сам жилой комплекс. Иначе говоря, погрудные фигуры использовались длительное время, ценились их владельцами и не только благодаря их художественной выразительности, но и сакральному назначению. Большинство из них было доставлено в Керкинитиду из Херсонеса.

Обычно в каждом, достаточно крупном греческом доме была комната, а в более скромных жилищах ниша в ней или угол, связанные с отправлением религиозного культа. Последние не часто встречаются при раскопках жилых кварталов античных городов и поселений, главным образом из-за отсутствия достаточно выраженных для этого признаков.

Надежным критерием в таких случаях служат находки алтарей, посвятительных надписей на посуде, пожертвованной божеству, скопление терракотовых статуэток и протом, наличие других предметов религиозного культа (глиняных и известняковых жертвенников, светильников и т. п. предметов. Все эти относительно небольшие вещи при перестройке или разрушении дома могли легко перемещаться, лишая нас, таким образом, возможности судить о главном назначении отдельных помещений. Находки только каких-то небольших частей не исключают случайности в назначении той или иной комнаты.

Важно также себе представить, какое место в доме занимало такое помещение: использовалось ли оно в утилитарных целях или было связано только с отправлением ритуала? Незначительные размеры рассматриваемого здесь здания  из четырёх комнат и пастада, позволяют допустить назначение рассматриваемой комнаты. Не последнюю роль при этом сыграла и изолированность комнаты от остальной части жилища, придававшая самой обстановке некоторую отрешенность от обыденных обстоятельств, столь необходимую для обрядовых действий тайных мистерий.

С культом Деметры-Коры была связана только северо-восточная часть помещения или, возможно, лишь восточный угол, где висели протомы. Под ними могла быть ниша в стене или полка, на которой стояли алтарь и светильник. Домашние святилища занимают угловое место в постройке. Такое их положение, например, отмечено и в некоторых других памятниках Северо-Западного Крыма: святилище Геракла, Деметры и Сабазия в усадьбе на поселении Панское 12, в святилище Геракла в сельскохозяйственной усадьбе у Мойнакского озера3, вблизи самой Керкинитиды.

вазы Керкинитиды

Два из описанных выше предметов терракотовой пластики изображены с традиционными для этого культа атрибутами. На одном предмете, где показана Деметра в башенной короне, она держит в левой руке какой-то круглый плод — яблоко или гранат, на другом, вероятно, Кора-Персефона прижимает к груди голубя. Остальные терракоты сохранились более фрагментарно, что лишает нас возможности судить об изображении их с какими-то аксессуарами. Как хорошо известно, Деметра считалась покровительницей земледелия и плодородия обрабатываемой почвы. Она была богиней, почитавшейся среди эллинов-земледельцев, чей достаток и благополучие целиком зависели от превратностей природы и плодородия обрабатываемой земли. При низком уровне агрономии судьба колонистов Северного Причерноморья была слишком изменчива, а отсюда и стремление древних греков хоть мистическим путём повлиять на урожайность своих полей.

Персифона (Кора) в подземном царстве Аида (Плутона)

Персифона (Кора) в подземном царстве Аида (Плутона)

Кора-Персефона как дочь Деметры также имела самое прямое отношение к земле — она богиня хлебных злаков и покровительница посевов4. Именно с ее возвращением из подземного царства Аида связано возрождение и процветание природы после зимы. Следует иметь в виду, что функции Деметры и Коры не имели строгого разграничения.

Деметра и кора-Персефона-5 в до н.э.

Деметра и кора-Персефона-5 в до н.э.

Обычно Деметра и Кора почитались вместе, а их просто называли двумя богинями без имен, изображали вместе или их терракотовые фигуры находились рядом. В их честь во многих греческих городах устраивались различные празднества. Самыми популярными из них являлись элевсинские мистерии**, которые собирали в Элевсин эллинов со всей греческой ойкумены.

К сожалению, мы очень мало осведомлены о проведении аналогичных, конечно, в более скромных размерах, празднествах в Северном Причерноморье. В нашем же случае мы имеем дело не с официальным, а семейным отправлением этого земледельческого культа. Ведь основным занятием жителей Керкинитиды было выращивание именно злаковых культур. Следовательно, у керкинитов были все основания особо почитать божественную пару. Подтверждением сказанного служит не только описанное выше домашнее святилище, но и постоянно встречающиеся при раскопках жилых кварталов протомы и терракотовые статуэтки Деметры и Коры. Иначе говоря, почти во всех городских домах могли находиться семейные святилища такого же примитивного характера. К сожалению, они располагались в обычных комнатах зданий, ничем не отличающихся от остальных помещений. В выборе такой комнаты для сакраментальных целей принималось во внимание лишь расположение её внутри самого жилого комплекса. Об использовании для обрядовых действий можно судить только на основании связанных с самим ритуалом предметов. Ведь от интерьера, как правило, ничего не осталось, а культовые статуэтки могли свободно перемещаться вместе с обитателями жилищ. Именно это и объясняет большую редкость домашних святилищ в Северном Причерноморье. Не является исключением и Керкинитида, где из 24 открытых городских домов столь выразительные признаки святилища зафиксированы впервые. Отметим также, что в соседнем жилом строении, в одном из помещений, тоже обнаружена верхняя часть протомы Деметры и терракотовая скульптура свиньи — символа плодородия, связанной с её культом.

Таким образом, у нас есть все основания надеяться на открытие в будущем при раскопках Керкинитиды и других домашних святилищ (и не только хтонических***), которые  дополнят наши знания о самом обряде, и позволят раскрыть характер и смысл религиозных обрядов.

В 1989 г. при охранных археологических работах был раскрыт северо-восточный край одного из жилых комплексов, состоящий из двух соприкасающихся помещений. Одно из них (площадью около 23 м²) с квадратным, сложенным из плоских плит очагом в центре, служило ойкосом. Вторая комната, от которого выявлен только один угол, была семейным святилищем.

На его существование здесь указывает стоящий на полу с античной эпохи  целый известняковый алтарь. К сожалению, отсутствует надпись на самом жертвеннике и ритуальный инвентарь, хотя бы такой, который был описан выше. Все это не позволяет выяснить, с почитанием какого божества было связано святилище. Зато тут обозначено само место священнодействия.

росчерк
Примечания

*. Протома — погрудное терракотовое скульптурное изображение божества, изготовленное в односторонней форме и предназначенное для подвешивания.

**. Мистерии — тайные культы, участие в которых могли принимать специально посвященные, только греки, не запятнанные никакими преступлениями. Такая их скрытость — причина нашей слабой осведомленности об этих культах.

***. Хтонический — относящийся к плодородию культивируемой земли.

Список использованной литературы

1. Кутайсов В.А. Эллинистический дом Керкинитиды // СА. — 1987. — № 1. — С. 169—182.

2. Щеглов А.Н. Полис и хора. — Симферополь, 1976. — С. 137 — 141. Археологические памятники Крыма.

3. Наливкина М.А. О некоторых памятниках античной эпохи Северо-Западного Крыма // СА. — 1940 — № 6. — С. 111—112.

4. Богаевский Б.Л. Земледельческая религия Афин. — Т. 1. — Петроград, 1916 — С. 136—145; Русяева А.С. Земледельческие культы Ольвии догетского времени. — Киев, 1979. — С. 49, 71.

Далее… Трапеза в андроне

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org