Допустимо ли использование термина » коренной народ » применительно к ТАТАРАМ в КРЫМУ в контексте Конвенции 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1989 г.)
Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года (ещё до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания — синаксаря — в Судаке (Сурож) сделана заметка: «В этот день впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.). Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Разграбив города, татары «покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю«. Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году татары начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись. О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом , значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший по этим краям в 1253 г.: «А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма ] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки — трупы«. Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.
Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма , татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.
В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чингиз-Хана.
В 1475 году на полуостров Крым вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев Геруэзскую крепость и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.
Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар, проживающих в Крыму, пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII веке, и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке (31 мая 1223 года)»… и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского [т.е. Азовского моря], и Таврики Херсонския [ Крым ], еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского [т.е. Чёрного моря] татарове обладаша и поседоша». Да, и сами татары, проживающие в Крыму, до недавнего времени, не отрицали своего азиатского происхождения.
Во время подъёма национального движения в 1917 году в татарской печати подчеркивалась необходимость учитывать и использовать «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», с честью держать «эмблему татар — голубое знамя Чингиса» (так называемый «кок-байрак», с того времени и до настоящего дня национальный флаг татар проживающих в Крыму), созвать национальный съезд — курултай, ведь, для монголо-татар, потомков Чингис-Хана «было немыслимо государство без Курултая и Курултай без государства […] Сам Чингис перед восшествием на великий ханский престол созвал Курултай [1206 год] и спросил у него согласия» (газета «Голос татар», 11 октября 1917 г.).
В годы оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны в издаваемой с согласия фашистской администрации газете на татарском языке «Азат Крым » («Освобожденный Крым «) 20 марта 1942 года вспоминались татарские войска Сабодай-богатыра, покорившие Крым , а в номере от 21 апреля 1942 года говорилось: «наши [татар] предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идет к нам с Запада».
Лишь в последние годы, используя псевдонаучные рассуждения петербургского историка-скандинавоведа В. Возгрина, лидеры незаконной не зарегистрированной организации «меджлиса» пытаются утвердить мнение об автохтонности татар в Крыму. Автохтонный (от др.-греч. αὐτός — сам и χθών — земля
Однако и в наши дни, выступая 28 июля 1993 года на «курултае» в г.Симферополе, прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил: «Наша бывшая государственность была основана на трёх фундаментальными неизменных столпах, которые определяют нас.
Первым и наиболее важным была наша наследственная преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче. Эта же пропаганда пыталась скрыть факт, что мы — сыновья Золотой Орды. Таким образом, крымские татары, как это утверждает нам коммунистическая пропаганда, никогда не разбивали Золотой Орды в нашей истории, потому что мы были и действительно есть Золотая Орда. Я с гордостью заявляю, что видный академик Лондонского университета, который провел всю жизнь, исследуя корни происхождения крымских татар, вкратце опубликовал результаты своих изысканий, которые опять возрождают нам наше законное богатое наследие.
Вторым большим столпом нашей государственности была Османская империя, которую теперь мы гордо сможем соотнести с нашей Тюркской преемственностью. Мы все — часть этой большой Тюркской нации, с которой нас связывают прочные и глубокие связи в сфере Языка, истории и культуры.
Третьим столпом был ислам. Это наша вера. […]
Примеры нашего былого величия и нашего вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ был когда-то (и не так давно) сверхдержавой в регионе».
Среди татар проживающих в Крыму можно выделить такие основные этнографические группы:
Монголоидные «ногаи» — потомки кочевых племён, входивших в состав Золотой Орды. С образованием Крымского ханства часть ногайцев перешла в подданство крымских ханов. Ногайские орды кочевали в степях Северного Причерноморья от Молдавии (Буджак) до Северного Кавказа. В середине — конце XVII века крымские ханы переселяли (часто насильственно) ногаев в степной Крым .
Так называемые «южнобережные татары» — в основе своей выходцы из Малой Азии, говорят на средневековом турецко-анатолийском диалекте. Сформировались на основе нескольких миграционных волн из районов Центральной Анатолии Сивас, Кайсери, Токат с конца XVI по XVIII век.
Только после того, как в 1778 году с территории ханства из Крыма ушло большинство христианского населения (греков, армян, грузин, молдаван), в Восточном и Юго-Западном Крыму мусульманское население стало преобладающим. Чем было вызвано переселение из Крыма в 1778 г. армян, греков и других христиан?
Самоназвание этноса, переселившегося в Крым в средние века, было «татары». С первой половины XVI века в сочинениях европейцев зафиксирован термин «крымские (перекопские, таврические) татары» (С. Герберштейн, М. Броневский). Его же использует Эвлия Челеби. Для русских летописей характерно слово «крымцы«. Как видим, иностранцы, называя так этот народ, подчеркивали географический принцип.
Помимо татар в Крымском ханстве, занимавшем кроме территории Таврики значительные степные пространства Северного Причерноморья, проживали греки, армяне, евреи, турки, черкесы. Все не мусульмане в Крымском ханстве были обязаны платить специальный налог.
До XVI века татары были кочевниками и скотоводами, для степняков скотоводство ещё долго оставалось основным занятием. На протяжении XVI — XVIII веков кочевое скотоводство у татар-степняков постепенно сменялось земледелием, но техника земледелия у татар долгое время, оставалась примитивной, вплоть до XVIII века. Низкий уровень развития экономики Крымского ханства стимулировал военные набеги на соседей, грабежи, захват добычи и пленных, большую часть которых татары продавали на рабовладельческих рынках Карасу-Базара в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги на Причерноморские земли часто совершались и по указанию турецкого султана.
С 1450 по 1586 год только на Причерноморские земли было осуществлено более 84 набега, а с 1600 по 1647 год — свыше 70 набегов. С начала XV века до середины XVII века около 2 миллионов пленников были угнаны в рабство с территории Юга России.
Миллионы пленников, попадая в Крым, продавали в Турцию, а оставшиеся в Крыму, работали в в хозяйственных и ремесленных работах. По словам польского дипломата М. Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары «имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. […] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники». Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в Крымском ханстве: «В городах не многие занимаются торговлею; ещё реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные».
Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот, как мусульманин Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII веке, описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):
«Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: «Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете […] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача». В другом месте он говорит: «Народ татарский — народ безжалостный».
Для европейцев татары проживающие в Крыму — злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, никогда не бывавший в Крыму, писал в 1777 году: «В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками».
В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов — беев. (Наиболее влиятельными беями — главами родов, владеющими полу-самостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто беи без ведома ханов сами организовывали грабительские набеги на соседей.
В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.
В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму «курултай» и «меджлис», придать «курултаю» статус «национальной ассамблеи».
Однако, ни «курултай», ни «меджлис» не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются «национальной ассамблеей».
Фундаментальные труды по истории Золотой Орды констатируют:
«Специфические условия, в которых происходило становление и развитие Золотой Орды как государства, постепенно рождали новые формы общественной и государственной жизни, оттесняя традиционные кочевнические обычаи монголов. В связи с этим возникает вопрос о существовании курилтаев в Золотой Орде. Источники очень часто упоминают об этих своеобразных съездах правящего рода, происходивших при Чингисхане и продолжительное время после его смерти. Но с окончательным разделением империи монголов на самостоятельные во всех отношениях государства сведения о курилтаях встречаются всё реже и, наконец, совсем исчезают из источников. Необходимость в курилтаях, носившем в значительной степени государственный военно-демократический характер, отпадает с появлением наследственной монархии. В Монголии, где были более сильные кочевнические традиции, курилтаи собирались вплоть до воцарения Хубилая[1215-1294 гг.], официально основавшего Юаньскую династию и утвердившего новую систему наследования престола — без предварительного обсуждения кандидатуры наследника на общем съезде правящей фамилии. В имеющихся источниках нет конкретных сведений о том, что в Золотой Орде проводились курилтаи. Правда, при описании отречения от престола Тудаменгу [1287 г.] сообщается, что с этим согласились «жёны, братья, дяди, родственники и приближенные». Очевидно, для обсуждения данного экстраординарного случая было созвано специальное совещание, которое можно считать курилтаем. В другом источнике сообщается о предложении Ногая Токте собрать курилтаи для решения возникшего между ними спора. Однако, предложение Ногая не было принято. Он в данном случае выступает, как носитель отживающих традиций, которые не находят поддержки у хана нового, более молодого поколения. После этого случая источники по истории Золотой Орды больше не упоминают о курилтаях, так как изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль традиционного кочевнического института. Отпала необходимость созывать из разбросанных кочевий родовитых представителей аристократии, большинство которых занимали теперь высшие государственные посты. Имея в стационарной столице правительство, состоящее из представителей царствующего рода и крупнейших феодалов, хан Золотой Орды больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших административных и военных чиновников государства. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль, особенно со второй половины XIV в., играли в сменах на престоле дворцовые заговоры и всесильные временщики.» (В.Л.Егоров «Историческая география Золотой Орды в XIII — XIV вв.», Академия наук СССР, Институт истории СССР. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор В.И.Бугапов. — Москва, «Наука», 1985).
Источники не подтверждают существования курултаев в Крымском ханстве. Курултай, как съезд представителей народа, нельзя назвать традиционной формой самоуправления татар проживающих в Крыму . В Крымском ханстве при хане существовал Диван — собрание знати, организованное по персидскому образцу (сам термин персидского происхождения).
После февральской революции в России (1917 года), на общем собрании мусульман Крыма 25 марта / 7 апреля 1917 года был сформирован Мусисполком (Временный мусульманский исполнительный комитет), со временем взявший под свой контроль все вопросы общественной жизни татар проживающих в Крыму (от культурно-религиозных до военно-политических). На местах создавались местные мусисполкомы.
В августе 1917 года, в связи с получением от Центральной Рады приглашения прислать представителя татар на созываемый в Киеве Съезд народов, Мусисполком поставил вопрос о созыве Курултая (в качестве сейма, парламента татар) — высшего органа самоуправления. При этом в татарской прессе Крыма подчёркивалось, что «такой орган был характерен для монголо-татар, которые решали на нём самые важные вопросы, что именно на нём был избран Чингисхан» (в 1206 г.).
В 1917 году были избраны 78 делегатов Курултая при участии более 70% татарского населения Крыма. 26 ноября / 9 декабря 1917 года в г. Бахчисарае открылись заседания этого собрания, объявившего себя «национальным парламентом». Курултай избрал из своего состава Директорию (национальное правительство — по примеру Украины). Курултай был распущен большевиками 17/30 января 1918 года и возобновил свою работу в период немецкой оккупации с 10 мая 1918 года. В октябре 1918 года Курултай самораспустился из-за внутренних разногласий.
В 1919 году «национальный парламент» татар, проживающих в Крыму , именовался турецким термином «меджлис-мебусан» и состоял из 45 депутатов. Он заседал немногим более недели, заслушав доклад председателя Директории и проект реформы духовенства.
26 августа 1919 года Директория была распущена по приказу генерал-лейтенанта белой армии Н.И.Шиллинга.
Нынешний «курултай-меджлис» представляет собой нелегализованную политическую организацию, действующую как политическая партия: решения её органов обязательны только для её политических сторонников и вызывают резкую критику со стороны политических оппонентов из числа татар. «Курултай-меджлис» создан на базе нелегализованной организации — ОКНД («Организации крымско-татарского национального движения»).
Деятельность этих организаций признана антизаконной постановлениями Верховного Совета Крыма. Кроме них, создана про-меджлисовская нелегальная партия «Адалет».
ОКНД и «курултаю-меджлису», и отколовшейся от него партия «Миллет», противостоит легальное объединение татар — НДКТ («Национальное движение крымских татар»). Политической борьбой этих двух татарских партий во многом определяется судьба национального движения.
В соответствии с Конвенцией 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как » коренная » на данной территории (Республика Крым ), поскольку:
1. Татары не являются первопоселенцами на территории Крымского полуострова. Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление в Крыму в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма — половцев (команов).
До первой половины XIV века татары входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, — государство татар Золотая Орда.
2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI веке среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3% до 5% населения. В Крыму преобладали греки (до 80%), армяне, славяне и другие.
С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из турецкой центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.
3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи — азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI — XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 годах ислама, в качестве государственной религии Золотой Орды, татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.
4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает » коренной » (в правовом смысле) народ или группу, — это сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего — особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).
Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII — началу XIX века оно почти исчезло. Активно шёл процесс урбанизации этноса. К концу XIX — началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% — городские жители.
Татары — национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве, и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.
5. Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации — родоплеменной (бесклассовой) структуры общества — и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось «сверхдержавой региона», осуществляли захватнические, грабительские походы против своих соседей, захватывали людей в рабство, и собирали с них выкуп и дань.
Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к «коренным народам» с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.
6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления («курултай», «меджлис» и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму . Существование органов самоуправления у татар не зафиксированы историческими документами, отсутствует реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем — административного управления Российской империи, СССР. Органы власти («курултай», «меджлис» и т.п.) были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее — политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.
Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение «курултая» и «меджлиса» нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай — это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более, курултай не может быть характерной и традиционной формой самоуправления для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение в Тавриде хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары, проживающие в Крыму — потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом .
7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары — мусульмане суннитского толка. Многие из них — атеисты.
8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым . Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа «ведущего традиционный образ жизни», а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.
Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для «коренных народов», ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х — 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.
9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство России и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса «коренной этнической общности России», поскольку, татары не являются коренной этнической общностью на территории Крыма.
10. Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар, проживающих в Крыму, в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по-национальному признаку (национальные квоты), поскольку татары не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.
Как показывает практика, проживающий в Крыму татары численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украины на 1 февраля 1997 года), составляют около 10% от всего населения Крыма, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму.
Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, татарам были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994 г.) на основе национальных квот для «депортированных народов», на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.
Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте Крыма (1994 г.) использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми татарами — для самообогащения, но не для защиты интересов, так называемых, «коренных граждан».
Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар, проживающих в Крыму, по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.
Основываясь на программе «Пути самоопределения крымско-татарского народа», разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э. Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса «коренного народ » и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах«.
Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических прав татар.
Один из них основан на рассмотрении всего этноса, как титульного, и содержит требование восстановления его «национальной государственности» (при этом введённая на 3-м «курултае» новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение татар намерено добиваться «самоопределения по национально-территориальному принципу», принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование «национальной государственности» предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами. Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются коренные народы «.
Лидеры и идеологи «меджлиса», как бы не замечают того, что признание татар «коренным народом» в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на «государственность».
Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в «Декларацию о национальном суверенитете крымских татар». То, что новая формулировка требования государственности является, не более чем, уточнением прежней позиции, а не существенным её изменением, не скрывают и сами лидеры движения: «очень удачным было уточнение программных целей движения.,. — заявил летом 1996 года первый заместитель председателя «меджлиса» Р.Чубаров. — Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему». К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го «курултая» ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты «Декларации о национальном суверенитете крымских татар», которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.
Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических прав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина «коренной народ » применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо.
Русский Мир №4, май 1999 г.