О смерти и обрядах погребения у древних греков были определенные представления, о которых мы можем узнать из античной литературы, археологических раскопок и надгробных эпитафий. Один из самых характерных изображений обряда прощания, которые люди находят на древнегреческих надгробиях, — это рукопожатие между живыми и мёртвыми. Обе фигуры неизменно демонстрируют достойное спокойствие в момент прощания. В этом вся суть греческой трагедии — смотреть смерти прямо в глаза. Трагедия, произошедшая в жизни, представлялась как нечто, дающее какое-то особое знание, интеллектуальный опыт, прошедший через осмысленное переживание. Пережитая трагедия давала каждому человеку возможность понять, что в жизни иногда случаются ужасные вещи, но столкнувшись с ними лицом к лицу, каждый сможет справиться с ними и продолжить жизнь. Можно считать, что древние греки поняли это правильно.
Заболевший человек в древней Греции отправлялся на приём к врачу. Многие врачебные центры находились в храмах Аполлона-врача или бога врачевателя Асклепия. В храм на лечение принимали не каждого больного, а только тех, кого можно вылечить, смерть в храме была недопустима и считалась осквернением храма и богов.
Врач мог предложить лечение на более ранних стадиях болезни, но как только становилось понятно, что смерть неизбежна, а медицина бессильна, и возможен только один исход, врач отправлял больного домой. Врач мог предложить только обезболивающие лекарство из трав для облегчения страданий пациента.
Врач древней Греции не мог избавить человека от страданий с помощью эвтаназии (от греч. εὖ — хорошо + θάνᾰτος — смерть), означающего «хорошая смерть», но не имеющего древнегреческого эквивалента. Эвтаназия — это прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания, по его просьбе. Клятва Гиппократа предписывала древнегреческим врачам «не вводить яд любому, кто его попросит, и не предлагать такой курс».
У английского романтического поэта Джона Китса в «Оде соловью» есть замечательная строчка: «Я был наполовину влюблён в легкую смерть». Древние греки представляли себе легкую смерть в образе бога Аполлона-врачевателя, который пришёл поразить их на смертном одре «мягкими стрелами», забрав Душу с собой в далёкую Гиперборею. Это лучшее, что мог предложить Аполлон в утешение умирающему человеку.
В пьесе Еврипида «Ипполит», когда Ипполит умирает, сестра Аполлона богиня Артемида Гиперборейская, которой Ипполит посвятил себя, всю свою жизнь и с которой у него были очень близкие отношения, прощается с ним и уходит. Богиня Артемида объясняет Ипполиту, что присутствие божества при смерти человека не законно, потому что смерть загрязняет пространство, смрадный дух, выделяемый трупом, может заразить её.
Единственный бог, который, возможно, немного интересовался судьбой умирающих, — это бог исцеления Асклепий. В диалоге Платона «Крит», перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепия петуха: «Я должен петуха Асклепию. Смотрите, чтобы передали мою плату». Обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление больного.
Излечившиеся от болезни приносили в храм свои вотивные дары по обету, и в качестве жертвоприношения богу Асклепию приносили петуха. Древнегреческий философ Сократ (470/469 — 399 гг. до н. э.) был приговорён к смертной казни по официальному обвинению за «введение новых божеств», то есть за инакомыслие. Не в силах отказаться от своих философских взглядов, Сократ выбрал смерть и выпил «чашу цикуты» (лат. Cicúta virósa — Вёх ядовитый), и благодарен богу Асклепию за это лекарство, облегчающее его смерть, хотя также возможно, что он просто философски предполагает, что смерть — это «лекарство» от жизни.
Первый обряд перехода в «мир иной» — протесис.
Известно, что в Древней Греции, как только кто-то умирал в семье, женщины начинали кричать и плакать, так что все в округе знали о кончине человека. Женщины в семье заботились о теле умершего и готовили его к погребению — закрывали глаза и рот, обвязав подбородочную повязку вокруг головы и подбородка, чтобы челюсть не провисала; омывали тело умершего и обмазывали его оливковым маслом; одевали его и заворачивали в простыню, оставив открытой только голову.
Тело умершего клали на кушетку ногами к двери, положив голову на подушку. Сделав всё это, женщины пели панихиду по умершему.
Сцены похоронного обряда изображали на самых ранних греческих чёрнофигурных вазах. Это называется «протесис«, что буквально означает «выкладывание», то есть выставление тела умершего для оплакивания родными. Обряд представляет собой первую стадию похоронного процесса, ведущего человека из мира живых и «иной мир», «отсюда туда», — как говорили греки. Тем временем в дом заходили родственники и друзья и присоединялись к скорбящим.
Второй обряд перехода «отсюда туда» назывался экфора.
Экфора буквально означает «перенос тела» , а именно из дома к месту захоронения. По афинским законам экфора должна была произойти в течение трёх дней после смерти, хотя в жаркую погоду вполне вероятно, что это происходило гораздо раньше. Экфора, как похоронная процессия, должна была состояться до восхода солнца, чтобы не мешать живым.
Если человек был богат, его тело перевозили в повозке, запряженной лошадьми. Эта сцена изображена и на самых ранних древнегреческих вазах. Богатые нанимали профессиональных гробовщиков, чтобы нести умершего и выкопать могилу для захоронения. Эти люди были известны как «лестницы-климакофорои» (klimakophoroi), потому что они клали тело на лестницу, которую несли горизонтально. Лестница в погребальном обряде с древнейших времён имела символическое значение. Согласно языческим представлениям с помощью лестницы Душа умершего может выйти из могилы и забраться на небеса, где обитают боги.
Однако простой народ не прибегал к услугам профессиональных гробовщиков для подготовки его к погребению, всю церемонию похорон выполняли члены семьи и ближайшие родственники умершего. Греки сочли бы идею передачи умершего родственника посторонним оскорбительной и непонятной. Такое отношение во многом связано с верой в то, что в период между смертью и погребением умершие нуждаются в заботливом внимании своих родственников. До тех пор, пока не произошло погребение кремации, считалось, что усопший находился на «пороге» в мир иной.
В древней Греции отпевание покойного проводили сами родственники, но о деталях отпевания ничего не известно. По правде говоря, даже не известно, была ли панихида как таковая. Если и произносились какие-либо традиционные слова, они, видимо, записывались на надгробном камне.
Третий обряд перехода в мир иной — это погребение
Священников ни на отпевании, ни на погребении не было. Служителей храмов не допускали на похороны по той же причине, по которой богиня Артемида отдалилась от умирающего Ипполита, чтобы не навлечь на себя осквернение от умершего.
Во время похорон в древней Греции практиковались как ингумация, так и кремация умершего, хотя кремация, как более дорогостоящая церемония, считалась более престижной. Если кого-то кремировали, родственники собирали прах и помещали его в урну — специальный керамический сосуд, красивую амфору, которую затем хоронили вместе с погребальными дарами. Именно поэтому так много качественных греческих ваз сохранились в земле нетронутыми.
Однако со временем греки стали более рачительными. В древнегреческих могилах 4 века до нашей эры археологи находят пару ликифов (др. греч. lêkythoi), наполненных оливковым маслом — оливковое масло считалось предметом роскоши. Некоторые греки, однако, были настолько скупы, что для погребальных даров покупали совсем маленькие ликифы, чтобы сэкономить на этом, полагая, что мертвые не заметят.
Как только засыпка могилы была завершена, над ней ставили надгробие. После завершения третьего и последнего обряда посвящения все скорбящие возвращались в дом умершего для поминального обеда.
Законы о погребении
Поскольку труп человека считался источником загрязнения, по-гречески- миазмы, то по закону захоронение должно происходить за пределами городских стен. В Древней Греции после VIII века до нашей эры захоронения в городской черте или в поселении были крайне редки. Такой же закон существовал и у этрусков, построивших Рим по своему плану. Самый ранний римский свод законов, датированный 450 годом до н. э., Закон Двенадцати Таблиц содержал древнее предписание, доставшееся римлянам от этрусков: «Мёртвые не должны быть похоронены или сожжены в городе».
Исследователи древнегреческой культуры полагают. что истоки веры древних греков в загрязнение города от умершего могут быть связаны с неким примитивным чувством гигиены. Родственникам умершего и всем, кто готовил его к погребению, запрещалось участвовать в городских мероприятиях несколько недель после похорон. Скорбящие по умершему носили чёрную одежду и прежде, чем выйти из своего дома должны были совершать омовения. Омовения совершали и посетители родственников дома умершего, выходя из него — это были специальные меры, утверждённые риталом возвращения скорбящих в городскую или сельскую общину через несколько недель после похорон.
Древние греки оставляли эпитафии на могильных камнях. Иногда эти надписи, посвящённые усопшему были краткими и содержали только его имя и слова прощания с умершим, но иногда это были довольно длинные эпитафии, в которых кроме имени и слов прощания, сообщались все достоинства и перечислялись подвиги усопшего. На надгробных эпитафиях нередко можно прочесть географические названия, где побывал или откуда родом умерший.
Эпитафия на этом могильном камне посвящена поросёнку, погибшему под колёсами колесницы:
«Всеобщий друг молодой четвероногий поросёнок покоится здесь, оставив позади страну Далмацию, как завещанный дар, я шёл в Дураццо, уже достигнув Аполлония. И вдоль всех дорог я прошёл (своими ногами) пешком. Но силой сбившего меня колеса, я теперь уже лишился света увидеть Иматия и фалическую колесницу (на праздике Дионисия). Здесь теперь я лежу, ничего более не имея, кроме смерти.»
Упомянутые в эпитафии географические названия:
Фема Диррахий (греч. θέμα Δυρραχίου) — военно-административная единица Византийской империи (фема), на берегу Адриатического моря, со столицей Диррахия — современный Дуррес (алб. Durrësi), ранее Диррахий (греч. Δυρράχιο), Драч (болг. и серб. Драч) и Дураццо (итал. Durazzo) — второй по величине город Албании.
Аполлония (древнегреческий: Ἀπολλωνία) — древний город в районе Эдониса во Фракии.
Далмация (хорв. Dalmacija, серб. Далмација, итал. Dalmazia, лат. Dalmatia, греч. Δαλματία) — историческая область на северо-западе Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря, на территории современных Хорватии (в основном) и Черногории.
Иматия (греч. Ημαθία) — самый крупный город и столица префектуры — Верия в Македонии